Шовкет Алекперова
Ее имя - легенда.
Алекперова Шовкет Фезулла гызы - родилась 10 октября 1922 года. Певица, народная артистка Азербайджана (1959). Окончила музыкальное училище им.А.Зейналлы (класс Гусейнгулу Сарабского). Начинала с художественной самодеятельности. В 1938-45 годах была солисткой Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца. С 1945 года - солистка Азгосфилармонии им.М.Магомаева. Ее репертуар составляли мугамы, народные песни, а также произведения азербайджанских композиторов и песни народов Ближнего и Среднего Востока. Обладающей мягким тембром и мелодичным голосом Ш.Алекперовой были свойственны высокое вокальное искусство, глубокая эмоциональность, лиризм. Шовкет Алекперова гастролировала как во многих республиках бывшего СССР, так и во Франции, Швейцарии, Шри-Ланке, Афганистане, Индии, Алжире, Иране, Турции и других странах.

Ее имя - легенда. Она из тех, о ком принято говорить либо хорошо, либо ничего. И дело не в том, что Шовкет Алекперовой уже нет среди нас. Просто она была настолько талантливой и избирательной в творчестве, и настолько доброй, отзывчивой, заботливой и внимательной по жизни, что никому бы и в голову не пришло сказать о Шовкет ханум что-либо плохое. Она - единственная из покойных корифеев, чья песня оказалась так близка современной молодежи, что ее синтезировали с рэпом.
Можно долго и безрезультатно спорить о том, насколько удачным оказался этот синтез и можно ли считать его осквернением ценностей. Можно даже с уверенностью утверждать, что самой певице, будь она жива, вряд ли такое понравилось бы. Но не хотелось бы сегодня говорить об этом. Ведь 20 октября, а значит спустя всего лишь 2 дня после выхода нашей газеты - день рождения Шовкет ханум. Причем, не простой день, а юбилейный. Шовкет Алекперова, будь она сегодня среди нас, праздновала бы свое 80-летие. Но ее нет. И о празднованиях на государственном уровне или любых других торжественных чествованиях певицы тоже не слышно ни слова. Несмотря на это, вспомнить и помянуть легенду нашей музыки Шовкет Алекперову - долг каждого гражданина Азербайджана.
Она пела не голосом, а душой
Пианистка Елена Тартаковская проработала с Шовкет ханум долгие годы, и была не просто ее аккомпаниатором. Они были друг другу и близкими подругами, и, можно сказать, сестрами. Певица называла свою подругу исключительно “моя Леночка”, та же звала ее “Шошей”. Они обсуждали не только творческие вопросы, делились всем, были посвящены в личную жизнь друг друга. Так, к примеру, когда Елена ханум собралась замуж за композитора Рамиза Мустафаева, не жаловавшая его первоначально певица была категорически против. Шовкет ханум боялась, что этот союз может быть некрепким и всячески отговаривала подругу. Но когда семья все-таки состоялась и Шовкет ханум убедилась в серьезных намерениях Р.Мустафаева, она буквально заставила свою подругу родить детей. “Я категорически не хотела детей, и если бы не Шовкет, никогда бы на это не решилась, - утверждает Е.Тартаковская. - Так что сегодня я очень благодарна ей за тех замечательных близнецов, которых я родила и вырастила!”
Познакомились они еще в 50-х годах. Двух творческих личностей свел воедино музыковед Керим Керимов, работавший в то время главным редактором на Государственном радио. Шовкет ханум, доселе работавшей либо с оркестром, либо с мугамным трио, для записи цикла песен Андрея Бабаева требовалась пианистка. “Я на своем веку повидала много исполнителей, работала и с Рашидом Бейбутовым, и с Муслимом Магомаевым, и с Франгиз Ахмедовой... Но в Шовкет было что-то особенное, - утверждает Е.Тартаковская. - Рашид Меджидович, к примеру, был великолепным музыкантом, он работал над каждой песней очень скрупулезно, записывал и неоднократно проверял каждое слово, каждую фразу, буквально каждый звук. Но такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханум, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был интуитивным, стихийным музыкантом необычайной одаренности. Причем, нельзя сказать, что у нее был большой голос, но такой теплоты в голосе не было ни у кого. Понимаете, она пела не голосом, а душой!”
Три ипостаси Ш.Алекперовой
Человек, Музыкант и Друг с большой буквы - вот кем была Шовкет Алекперова и для своей подруги Елены Тартаковской, и для многих, кто ее знал.
Человек?.. Она стала матерью не только для своих детей, но и для дочери погибшего на войне брата. Заботилась Шовкет ханум и о других братьях, помогала всем, кому успевала.
Музыкант?.. Ш.Алекперова очень много работала с авторами, в частности, с Агабаджи Рзаевой, Тофиком Кулиевым, Шафигой Ахундовой, Сулейманом Алескеровым, Гамбаром Гусейнли, Джахангиром Джахангировым... Все они часто бывали у нее дома, где вместе со своим аккомпаниатором Е.Тартаковской певица слушала предлагаемые ей для исполнения новые песни. При выборе Шовкет ханум полагалась только на свой вкус, и то, насколько качественна песня, играло большое значение. Она умела распознавать хорошие песни. Но даже песни, которые, может быть, были недостойны ее исполнения, она умела привести в нужную форму. И все авторы беспрекословно принимали ее замечания, поскольку они были очень разумны. Нередко Ш.Алекперова помогала молодым авторам.
Друг?.. “Если когда-то в трудных ситуациях я обращалась к Шовкет за помощью, то она делала это тут же, безотлагательно, - вспоминает Елена ханум. - Таким уж она была человеком. Не в пример другим моим влиятельным друзьям, к которым мне тоже приходилось обращаться за помощью. Но кроме как от нее я ни от кого другого помощи никогда не видела”.
Когда в жизни Шовкет ханум настали тяжелые времена (безвременная кончина дочери буквально скосила певицу), подруга, недавно перенесшая инфаркт, все же нашла в себе силы прийти на один из траурных четвергов. Там Елена ханум не смогла удержаться от слез, ведь дочку своей подруги она знала буквально с детства, та росла у нее на глазах. Но, даже будучи в такой тяжелой скорби, Шовкет Алекперова в тот момент думала не о себе, а о здоровье подруги. “Не плачь, слышишь, не плачь! Тебе нельзя! Тебе вредно!” - повторяла она.
Я погибала за роялем!
Подруги много гастролировали вместе. Были в Чехословакии, объездили с турне все города Узбекистана, где, доехав до Самарканда, заразились эпидемией гриппа и были возвращены в Баку. Шовкет ханум была в то время очень популярна, но не гнушалась ездить с концертами в армейские части и жить в офицерских гостиницах, больше напоминавших общежития и практически не располагавших условиями. А сколько было поездок по районам Азербайджана! Довелось Шовкет Алекперовой и Елене Тартаковской как-то дать 10 аншлаговых концертов в Большом зале филармонии в Армении. Тогда отношения с этой соседней республикой были иными и на ее территории располагалось много азербайджанских сел. Все они знали и любили Шовкет ханум и приезжали на ее концерты целыми селениями. Народу было столько, что вход охраняла конная милиция, а зал был заполнен так, что зрители сидели не только в партере, амфитеатре, но даже на ступеньках, а тем, кто не находил мест и здесь, приходилось стоять.
“Но как она пела! Это невозможно передать словами! - вспоминает Елена Тартаковская и на глазах ее выступают слезы. - К примеру, когда Шовкет исполняла “Песню слепого араба” Фикрета Амирова, а я ей аккомпанировала, у меня всегда наворачивались слезы на глаза, хотя я и не совсем понимала текст. Но она настолько замечательно все передавала! Я буквально погибала за роялем”.