Доска почета
В одно время близкие советовали ему забыть о джазе и готовиться к поступлению в консерваторию. Вагиф последовал этому совету в 1964 году, а год спустя бросил все и уехал работать музыкальным руководителем в ансамбле "Орэро" (Тбилиси). За короткий срок, отведенный ему судьбой, Вагиф Мустафа-заде создал немало интересных и совершенно разных ансамблей. Первым его самостоятельным "детищем" стало джаз-трио "Кавказ" при Госфилармонии Грузии (его Вагиф создал, еще будучи в "Орэро"), несколько позже, уже в Баку, появились ВИА "Лейли" (1970 г.) и "Севиль" (1971 г., на базе Гостелерадио).
Вагиф Мустафа-заде - лауреат фестивалей "Таллин-66", "Таллин-67" и, наконец, азербайджанского "Джаз-69", принесшего ему первое "официальное" признание в Азербайджане и... первый инфаркт.
Вагиф вернулся в Баку в 1968-69 годах, после того, как его услышал в Тбилиси известный композитор Рауф Гаджиев. После "Джаз-69" его ждала работа в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана.
В 1977 году Вагиф становится лауреатом Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке. В тот же год при Азгосфилармонии он создает новый ансамбль - "Мугам".
Джазовый фестиваль "Тбилиси-78" принес ему звание лучшего пианиста. Здесь же состоялся дебютный выход на сцену восьмилетней Азизы Мустафа-заде, сразу ставшей лауреатом фестиваля. Снова бакинцы услышат Азизу только пять лет спустя, на фестивале "Джаз-83", посвященном памяти ее отца...
Приняв участие на закрытом Международном конкурсе джазовой композиции в Монако (1979 год), Вагиф завоевывает I премию и приз - белый рояль. Идея доставить рояль в Баку из Монако в советские времена была малоперспективной, поэтому приз возместили деньгами. Но уже не Вагифу. Он так и не успел узнать об этой своей большой международной победе. Очередная гастроль Вагифа - концерт в Ташкенте с джаз-ансамблем "Мугам" - оказалась последней в его жизни...
16 декабря 1979 года (ровно через три месяца - 16 марта - Вагифу исполнилось бы 40 лет) он вдруг почувствовал себя плохо прямо на сцене, во время выступления, и все же отыграл концерт до конца. А после "скорая" увезла его в больницу, и Вагифа Мустафа-заде не стало. Как выяснилось позже, в самом начале второго отделения Вагиф перенес второй инфаркт..
На его творчество огромное воздействие оказало общение с такими музыкальными деятелями, как Т.Курашвили, Д.Джапаридзе (Грузия), Г.Лукьянов (Россия), Р.Бабаев (Азербайджан), Йохансон (Швеция), Х.Янковский (Германия). Би-Би Кинг, в свое время, сказал, что хотел бы играть блюз так, как играет Мустафа-заде
Парижанка Лала
Лала - дочь Вагифа Мустафа-заде от первого брака. Когда Лала была еще совсем маленькой, родители развелись. Девочка жила вдалеке от отца, но (великая вещь - гены!) унаследовала от него не только фамилию, но и талант. Правда, Лала Мустафа-заде выбрала для себя несколько иное, чем ее отец, направление - классическую музыку.
В 1990-1991 годах двоюродная сестра ее отца Афа Алиева помогла девочке поехать на Международный конкурс пианистов во Францию - оказала и, как сейчас говорят, спонсорскую поддержку, и помощь в сборе документов. Уже в аэропорту Лала сказала своей двоюродной тете, провожавшей ее в Апеналь: "Большое спасибо за все, что Вы мне сделали, Афа! Я Вам обещаю, что возьму первое место, вернусь с победой".
Тогда Афу ханум удивила смелость девушки. Но по завершении конкурса Лала позвонила и сообщила, что действительно взяла Гран-при.
Сейчас Лала Мустафа-заде преподает в Парижской консерватории.
Королева джаза Азиза
Возможно, в том, что именно Азиза продолжила джазовый путь отца, сыграло роль то, что Азиза, в отличие от Лалы, росла рядом с отцом. Азиза имела возможность близко наблюдать все, что происходило в жизни Вагифа Мустафа-заде. Это и определило ее выбор. И хотя, будучи студенткой Бакинской консерватории, она занималась классической музыкой, но приняла решение пойти по стопам отца.
Сейчас ее яркие уникальные композиции и стиль исполнения представляют собой смесь классики, джаза и азербайджанских народных мотивов. Aзизу Мустафа-заде знают не только как исполнителя, композитора, но и как певицу.
Отыграв в 1997 году концерт в "Куин Элизабет Холле", она удостоилась титула "Королевы джаза", который сохраняет за собой до сих пор.
Фонд Мустафа-заде
Зивер ханум Алиева, открывавшая и до конца дней своих возглавлявшая музей Вагифа, завещала продолжение дела своего сына в Азербайджане любимой племяннице Афе ханум Алиевой, которая в то время жила в Москве. Вспоминая об этом, Афа ханум рассказывает: "Она говорила мне: "Я знаю, что Азиза и Лала за границей, и здесь, в Азербайджане, некому продолжить дело Вагифа. Продолжи его ты". По инициативе Афы ханум при музее был открыт Культурно-благотворительный фонд им. Вагифа Мустафа-заде, учредителем которого стал один из талантливейших джазовых музыкантов и композиторов республики Джамиль Амиров (сын маэстро Фикрета Амирова). За время действия Фонда сделано немало: вышел диск В.Мустафа-заде, отреставрирована половина его квартиры-музея, на начальном этапе оказывалась помощь джазовым музыкантам. Фонд помогает искусству Азербайджана, вспоминает корифеев музыкального искусства, отмечает их памятные дни.
Одного имени этого музыканта достаточно, чтобы поднять на ноги залы, уже не говоря о том, что музыка, сочиненная им, оказывает на слушателей просто магическое воздействие.
Вагиф Мустафа-заде... Его жизнь оказалась намного короче жизни многих и многих его сверстников, коллег, но творческое наследие маэстро бессмертно.