Мелодия из глубины веков
Музыкальные инструменты считаются важными атрибутами цивилизации и указывают на уровень развития культуры. Предположительно, они появились, как сигнальные орудия, связанные с трудовой деятельностью человека. Инструменты, выполняющие чисто музыкальные функции появились намного позже. Естественно, вначале они были простыми. По мере развития мышления и повышения уровня культуры людей, музыкальные инструменты усложнялись: на струнных инструментах увеличивалось количество струн, натянутых на корпуса различной формы и ладков на грифе; на стволах свистулек и дудок просверливались игровые отверстия и на них надевался язычок или свистковое устройство; на круглые деревянные, глиняные или металлические корпуса ударных инструментов, различающихся по высоте, с одной или двух сторон натягивались перепонки, изготовленные из кожи животных, по которым били палочками, кистью или пальцами обеих рук. Среди самозвучных инструментов, первоначально состоящих из двух камней, появились различные колокольчики, погремушки и тарелки, сделанные из меди и материалов растительного происхождения.
Возникновение новых музыкальных инструментов и их усовершенствование - итог развития мышления и эстетических вкусов народа. Этот многовековой процесс способствовал постепенному выделению стиля, музыкальных ладов и жанров народа. Кроме того, музыкальные инструменты заимствовались народами.
В силу исторического развития отдельных регионов, в том числе стран Передней, Ближней и Центральной Азии, населенных, в основном, тюркоязычными народами, музыкальные инструменты не были ограничены границами тех или иных государств, входящих в эти регионы. Этим можно объяснить наличие ареалов распространения однотипных струнных, духовых, ударных и самозвучных инструментов. Схожие названия указывают на их единое происхождение. Но, в настоящее время, определить их родину, почти невозможно. Поэтому утверждение, что дудук - это "самый популярный народный армянский музыкальный инструмент" (см. журнал "Питание и общество", 2001, № 5, стр. 8), опираясь лишь на латинское название абрикосового дерева (используемое обычно для изготовления стволов духовых инструментов) Armeniaca (по заключению крупного русского ботаника, академика П.М.Жуковского названного ошибочно), является нелепым. Кстати, этот популярный народный инструмент под различными названиями: "дудук", "балабан", "баламан", "бала-бон", "мей" распространен на территории от Турции до Центральной Азии. А само название "дудук" впервые упоминается в героическом эпосе тюрков-огузов "Китаби-Деде Горгуд" ("Книга Праотца Горгуда"), в котором нашли отражение жизнь и быт огузовVI-VII и более ранних веков.
Так же нелепо выглядят утверждения о том, что родиной духового инструмента сринг (прототип нея), струнного тара (самого популярного инструмента в Азербайджане и неразрывно связанного с мугамным искусством) и канона (в арабском и тюркском мире известного как канун) является Восточная или Западная Армения. Появление дгола (известный в других странах как "нагара", "доли", "гавал", "дал-дам", "барабан", "кялмас", "даума" и т.д.) связывается с культом поклонения древней богине Анахит (300-200 гг. до н.э.). Подчеркивается, что зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе "Давид Сасунский" (см. http://www.hayastan.ru), а Армянское нагорье - считается родиной смычка (см. Сборник материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7-12 октября 1983 г. Москва, Сов. Композитор, 1987, с. 187-192). В этой связи напрашивается вопрос. По какой причине названия музыкальных инструментов, якобы зародившихся на этой территории, имеют персидское, арабское или тюркское, а не армянское происхождение? Почему ныне в Армении распространен лишь один вид уда и кануна, а по данным западноевропейских музыковедов в арабских странах известно 32 разновидностей уда и 12 -кануна?
С другой стороны, подробное описание, раскрытие акустических особенностей и интервальных соотношений звукорядов инструментов, считающихся армянскими, находим, в основном, в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей, как Абу Наср ал-Фараби (ум. в 950 г.), Абу Али Ибн Сины (Авиценна, 980-1037), Сафи ад-Дина Урмави (1216/17-1294), Абд ал-Кадира Мараги (1353-1434/35), Дарвиша Али Чанги (XVI в.); в произведениях корифеев восточной поэзии: Абу Абд-Аллаха Рудаки (884-940), Абу ал-Хасана Фирдоуси (ок. 940-1020 или 1030), Гатрана Табризи (1010-1080), Хагани Ширвани (1120/1199), Низами Гянджеви (1141-1209), Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325), Имад ад-Дина Насими (1369-1417), Алишера Навои (1441-1501), Мухаммеда Физули (1498-1552) и др.
Следует отметить, что Абу Наср ал-Фараби в свое время описывал хорасанский и багдадский, а Абд ал-Кадир Марата - ширванский и турецкий виды танбура. Также известны его могодская, афганская, иранская и индийская разновидности.
Различные по конструкции рубабы в наши дни встречаются в Таджикистане, Узбекистане, Северо-Западном Китае (область Синьцзянь), Иране (Систанская область), Пакистане, Индии (штаты Джамму и Кашмир) и Афганистане. И, в зависимости от места распространения, они называются соответственно афганским, кашгарским, дуланским, памирским, шугнанским рубабами и т.д. В частности, в средневековом Азербайджане бытовал кашгарский рубаб