<>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <>

Объявление

[реклама вместо картинки]
top.SUMQAYIT Top on A-Z.az

www.vipclub.at.ua. Приглашаем Вас пополнить команду модераторов сайта VIPclub!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » <>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <> » ~ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА~ » НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА


НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ТАЙНА ОСТРОВА ОУК

"ЧТО ЖЕ СКРЫТО ПОД ОСТРОВОМ?!"

«Существует множество версий происхождения клада острова Оук. На мой взгляд, остров представляет собой огромную сокровищницу, затаившую богатства, привезенные на остров Оук из Южной Америки во время испанских завоеваний этой части света. Обычные пираты или флибустьеры не имели ни склонности, ни терпения зарывать сокровища таким сложным способом».
ЭДВАРД РОУ СНОУ, английский писатель

ЭКСПЕДИЦИЯ ПЕРВАЯ

В один из октябрьских дней 1795 года в заливе Махоун появился небольшой баркас. Что же привело людей в эти безлюдные просторы Северной Атлантики? Джек Смит, Антони Воган и Даниэль Макджинис оказались здесь случайно. Столь же случайно они обратили внимание на безымянный островок, поросший величественными дубами. На остальных островах, а их по заливу разбросано не менее трехсот, росли обычные, ничем не примечательные ели. Искатели приключений решили причалить к дубовой роще. Лодка уткнулась носом в мягкий песок, и тут Джек Смит заметил поржавелый рымболт, что был вбит в скалу. Друзья призадумались: размеры рымболта были таковы, что к нему в пору привязывать солидный фрегат. Вот тебе и безлюдный остров!

Пытливые исследователи ринулись прочесывать дубовую рощу и вскоре очутились на поляне, обильно заросшей травой. Посреди поляны величественно возвышался раскидистый дуб. На стволе дерева были вырезаны загадочные знаки, символы и фигуры. Неподалеку земля заметно осела, обозначив большую круглую впадину, как это обычно бывает на месте засыпанной ямы. «Ясное дело: пиратские сокровища», — решили друзья и начали раскопки.

В твердом синем глиноземе на глубине около трех метров лопаты наткнулись на настил из дубовых бревен. Под бревнами оказался слой еще более твердой глины. Когда одолели еще три метра, показался второй настил. Наконец, достигнув третьего настила на глубине девять метров, кладоискатели поняли, что заполучить сокровища им одним не под силу. Да и зима все чаще напоминала о своем приближении ледяным дыханием ветров.

Зимой Смит, Воган и Макджинис попытались занять деньги на приобретение буровых машин. Но все, к кому они только ни обращались, оставались глухи к их просьбам. Остров пользовался у местных жителей дурной славой: здесь-де обитали привидения. Старики, вспоминая дни своей молодости, уверяли, будто собственными глазами неоднократно видели какие-то костры на острове.

Прошло восемь лет. Друзья обзавелись семьями, поселились на острове. Они назвали его Оук (дословно — дуб). К этому времени были собраны необходимые средства, и работы возобновились.

С помощью ворота и деревянных бадей яму углубили до двадцати четырех метров. Ниже шел слой древесного угля, насыпанный поверх толстой циновки из кокосового волокна. На глубине двадцати семи метров обнаружили твердую, как кирпич, корабельную шпаклевку. Под шпаклевкой покоился большой плоский камень. Он весь был испещрен странными письменами, которые никто не мог прочитать (впоследствии камень бесследно исчез).

Сокровища близки, решили кладоискатели, и продолжали кирками вгрызаться в землю. На глубине тридцати метров — новое препятствие. Поскольку дело происходило поздним субботним вечером, решили заключительную часть работы отложить до понедельника. Однако рано утром в понедельник все увидели, что яма наполнена водой...

Еще не подозревая, с каким уникальным и хитроумным инженерным сооружением имеют дело, кладоискатели кинулись вычерпывать воду вручную. Прошло несколько недель изнурительного труда, прежде чем они уяснили наконец тщетность этой затеи. Тогда решили вырыть еще одну яму, рядом с первой. Вскоре и она наполнилась водой, тогда как уровень воды в первой яме не понизился ни на сантиметр.

Это означало катастрофу. Друзья обанкротились. Смит и Макджинис остались жить на острове и занялись сельским хозяйством.


ЭКСПЕДИЦИЯ ВТОРАЯ

В 1849 году был организован широко разрекламированный синдикат по добыче сокровищ острова Оук. К этому времени из трех неудачников в живых остался только Воган. Прежде чем начинать дорогостоящую выемку грунта, синдикат произвел разведку. Над первой ямой соорудили платформу. Разведку начали с роковой отметки 30 метров. Миновали два очередных дубовых настила, покуда бур не начал вдруг «бить». Незамедлительно подняли его на поверхность и внимательно осмотрели. Кое-где в комьях голубоватой земли проблескивало золото — разрозненные звенья тонкой золотой цепочки. Сомнения рассеивались: в яме действительно были спрятаны сокровища.

Прошло еще несколько дней — и руководитель буровых работ заверил руководство синдиката: судя по всему, внизу два дубовых сундука, набитых кусками металла, по всей вероятности, золотом.

Дальнейшие действия синдиката — скрупулезно точное повторение ошибок первой экспедиции: безуспешные попытки откачать воду; вторая (теперь уже третья по счету!) яма, параллельная главному стволу; подкоп к первой яме и... морская вода, бьющая мощным фонтаном.

Тем не менее было сделано важное открытие: уровень воды в ямах колебался в зависимости от океанского прилива и отлива. Глинозем морскую воду не пропускает, рассуждали кладоискатели, стало быть, существует подземный канал, ведущий к океану. Начались поиски на берегу. После того как перекопали груды песка, нашли пять подземных водостоков. По ним во время прилива вода и устремлялась к центральному каналу, ведущему в глубь острова. Необходимо было отрезать ямы от океана. С этой целью вдоль берега возвели высоченную дамбу. Казалось бы, все благоприятствовало дальнейшим поискам. Однако все в том же 1849 году необычно высокий прилив разрушил дамбу до основания. Синдикат обанкротился. Остров отстоял свои сокровища.

ЭКСПЕДИЦИЯ ТРЕТЬЯ И ПОСЛЕДНЯЯ

Более сорока лет никто не рискнул заполучить клад острова Оук. Наконец некий Фредерик Блайр организовал новый синдикат. К этому времени первая яма и все остальные основательно разрушились, все было нужно начинать сначала. Блайр начал с бурения пяти скважин, поперек предполагаемого подземного канала. Затем в скважины заложили динамит и взорвали. Как ни странно, вода в ямах больше не поднималась.

На глубине сорок шесть метров бур наткнулся на мягкий камень. Кусочки этого камня были отправлены в одну из химических фирм Англии. Заключение экспертов гласило: присланные образцы — обыкновенный бетон.

После слоя бетона, а затем дерева располагалось вещество, чьи свойства никто из бурильщиков не мог точно установить. По всей вероятности, это был мягкий металл, который пружинил, перемещался, выскальзывал из-под сверл. Именно так и должно было вести себя золото. Дальше, через полметра, снова шло дерево и, наконец, бетон.

Фредерик Блайр торжествовал. Теперь уже никто не посмеет усомниться, что нащупана цементная камера, битком набитая золотыми монетами и слитками. Это и есть клад острова Оук. Два дубовых сундука с золотом на глубине тридцать метров зарыты всего лишь для отвода глаз, дабы ввести в заблуждение охотников за кладами.

Казалось, желанная цель близка. Но и на сей раз, по странной прихоти судьбы, до раскопок дело так и не дошло. Зарядили проливные дожди, земля в районе буровой из-за многочисленных ям, туннелей и скважин превратилась в сплошное болото. К этому времени синдикат уже истратил около 20 тыс. фунтов стерлингов и, по существу, обанкротился. Работы пришлось свернуть.

На следующее лето островом заинтересовался американец Гильберт Хеддон. Заокеанский искатель приключений поставил дело на широкую ногу. Он провел с материка электрический кабель, произвел обширные раскопки. До самой осени высасывали мощные насосы воду из ям, но совладать с океанской стихией не могли. Так бесславно закончилась третья и последняя экспедиция.

ПИРАТЫ, ВИКИНГИ, ПОСЕЛЕНЦЫ...

Кто они, эти люди, так хитроумно упрятавшие свои сокровища? Кто проектировал подземные каналы, надежно защищающие тайник от непосвященных? Что было написано на камне, который обнаружила первая экспедиция? Как оказалось кокосовое волокно в суровой Новой Шотландии? Что означают платформы из дубовых бревен, проложенные через каждые три метра? Можно ли вообще разгадать тайну подземного сооружения острова Оук?

Большинство исследователей приписывают клад острова Оук пиратам Генри Моргану, Эдварду Тичу, более известному в свое время под кличкой «Черная борода». Между прочим, именно Э. Тичу принадлежит знаменитое: «Мои денежки может найти и открыть лишь сам сатана. Кто проживет дольше сатаны, заберет все». Заметим, что «пиратская» версия в нашем случае не выдерживает критики. Вырыть хорошо профилированный пятидесятиметровый колодец — такая работа по силам лишь нескольким десяткам землекопов, возглавляемых выдающимся инженером. Как известно, пиратское ремесло разительно отличается от ремесла землекопа, тем более инженера.

Кто еще, кроме пиратов, мог спрятать свои богатства на острове Оук?

Одна из возможных версий, выдвигаемых учеными: викинги. Известно, что викинги, ограбив богатейшие города Средиземноморья, прошли через Геркулесовы столбы и переплыли Северную Атлантику. Уже за 500 лет до Колумба норманны бывали в Новой Шотландии, проплывали мимо ее многочисленных островов и даже провели там несколько зим. Однако в древних сагах, повествующих о плавании Лейфа Эриксона и других норманнов, ничего не говорится о каком-либо грандиозном инженерном сооружении или об огромном богатстве, перевозимом в легендарный Винланд.

Не исключено, что сокровища принадлежат древнему кафедральному собору святого Андрея, находившемуся в Шотландии. Когда в 1560 году этот богатейший собор был упразднен, неисчислимые его богатства таинственным образом исчезли. До сих пор так и не выяснено, куда делась церковная утварь, золото и серебро, драгоценные камни, трофеи, взятые у англичан после битвы при Баннокберне в 1314 году.

Джон Смидмен, один из участников раскопок на острове Оук, был убежден, что «денежную яму» вырыли первые французские поселенцы в целях добычи руды. Трудно поверить, чтобы французские горняки производили изыскания в чистом глиноземе. Столь же невероятно, что, потерпев неудачу, они методично забивали ствол шахты... дубовыми бревнами.

Самая правдоподобная версия такова. Клад представляет собой золотой запас, принадлежавший французскому форту на острове Кейп Бреттон. В 1734 году французское правительство решило перестроить островные укрепления. С этой целью в форт было отправлено 2 миллиона фунтов стерлингов золотом. Когда в 1758 году англичане захватили остров, выяснилось, что фортификационные работы почти не проводились. Возможно, при отступлении гарнизон форта спрятал золото на острове Оук, а впоследствии план местности был утерян или уничтожен.

0

2

НЕУЛОВИМЫЙ "БРАНДКАСТ"

1.

...Зимой 1998 года один знакомый Кешковского из Новгорода прислал ему отпечатанный на пишущей машинке филателистический прайс-лист, содержимое которого способно надолго вывести из душевного равновесия любого филателиста. Вернее, это были только три страницы оценочной ведомости, составленной на голландском языке и включающей в себя часть чьей-то коллекции почтовых марок Индии, Цейлона, Китая и других восточных государств от самых первых выпусков и заканчивая 1914-м годом. На полях выцветшими чернилами от руки были сделаны многочисленные пометки, из которых филателист заключил, что коллекция в основном состояла из негашеных марок, но в ней имелось также изрядное количество прошедших почту конвертов и открыток, что автоматически повышало ее стоимость в несколько раз. Поляк пролистал свои каталоги и убедился в том, что коллекция (если только она существовала) представляет собою самое настоящее богатство, недоступное даже Ротшильдам... Ведь только за несколько марок из ее числа - индийскую негашеную серию 1852 года выпуска, цейлонскую 1857-го и китайскую 1897-го в нынешние времена от любой филателистической фирмы можно было бы получить наличными более миллиона долларов. Из сопроводительного письма явствовало, что листы эти были обнаружены во время войны в кармане одного из убитых гитлеровских офицеров. При немце были найдены еще несколько марок, по-видимому, ценных, но они со временем утерялись, и установить, что это за марки, ныне не представлялось возможным. Однако имя офицера сохранилось. Им оказался майор СС Отто Дитрих из Коттбуса.

Полученная информация заставила поляка крепко задуматься. Наличие в филателистических кругах сохранившейся негашеной индийской марки 1852 года выпуска достоинством в 1/2 энни (или 95 пайсов) розового цвета специалистам неизвестно и до сих пор, между тем этот уникум, не поддающийся разумной оценке, в найденной описи фигурирует! Но если есть ОПИСЬ, то должна быть и САМА МАРКА! Значит, решил исследователь, утерянная по каким-то причинам коллекция еще не найдена. Кешковский порылся в справочной литературе и обнаружил, что множество описанных гашеных конвертов других стран из этой коллекции также неизвестно филателистам. В таком случае прежде всего нужно было выяснить, КТО составлял опись, и что за марки и конверты в ней обозначены. Для этого нужно было пускаться по следам этого самого Дитриха.

Коттбус находится всего в 80 километрах от Зеленой Гуры, где проживал польский филателист. Найти семью бывшего эсэсовца ему не составило особого труда, и через некоторое время он узнал, что хоть Дитрих и не был никогда филателистом, но всю жизнь занимался поисками какой-то коллекции марок, тайна которой ушла вместе с ним в 1942 году, когда он погиб на Восточном фронте под Псковом. Большего его потомки сообщить не смогли, но посоветовали обратиться к Францу Букмастеру, который был другом Дитриха и до сих пор проживал в Эссене.

Теперь Кешковскому предстояло ехать в Вестфалию. Не без труда он нашел там этого Букмастера, но когда нашел, то добиться от него удалось немного. Во время второй мировой войны, со времени окончания которой прошло более полувека, Букмастер был летчиком-истребителем в системе ПВО Гамбурга, и он все пытался в деталях рассказать поляку о том, как в сорок пятом ему удалось сбить на “мессершмитте” своего однофамильца-американца . Ни о каких марках он и слыхом не слыхивал, твердил только, что Дитрих одержим был странной тайной какой-то принцессы Юлианы. Больше он ничего не знал, а вернее - не помнил. За долгие годы память его совершенно одряхлела, и многие вещи из нее просто-напросто выветрились. Так бы поляк и уехал из Германии не солоно хлебавши, но тут ему неожиданно помогла внучка Букмастера. Женщина рассказала о том, как после войны к ее деду приезжал младший брат Дитриха - военный моряк, и он вскользь упомянул как-то о том, что “ТА ВЕЩЬ”, которая очень интересовала покойного майора Отто, находилась якобы когда-то на борту австралийского крейсера “Сидней”. Больше она ничего не знала, а дед просто не помнил. Впрочем, она пообещала , что если что-нибудь узнает еще, то обязательно об этом сообщит...

Кешковский уехал из Эссена с легким чувством досады. Он понимал, что нашел часть важных ключей к разгадке, но главного все же не хватало. Треугольник “ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ МАРОК” - “ТАЙНА “ПРИНЦЕССЫ ЮЛИАНЫ” - “КРЕЙСЕР “СИДНЕЙ” конечно хранил в себе искомую тайну, но студент подозревал, что поход по имеющимся следам может занять долгие годы, пока он не наткнется на нечто более достойное. Как бы там ни было, а поляку приходилось разбираться с тем что он уже получил.

Он решил начать именно с последнего, более знакомого. Крейсер “Сидней” вошел в историю как пример вопиющего легкомыслия со стороны командира военного корабля в боевых условиях. Этот корабль погиб в ноябре 1941 года в бою с фашистским рейдером “Корморан”, причем некоторые обстоятельства его гибели до сих пор так и остались невыясненными. После окончания боя, произошедшего 19 ноября, он попросту исчез в ночи, объятый адским пламенем сильнейшего пожара вместе со всем экипажем, и больше его никто не видел и о нем больше не слышал. Дело в том, что в 1941 году Индийский океан прямо-таки кишел немецкими крейсерами, замаскированными под торговые суда нейтральных стран и нарушающими судоходство союзников в этом районе. 19 ноября австралийский крейсер “Сидней”, патрулировавший прибрежные воды Западной Австралии, повстречался с “Кормораном”, выдававшим себя за голландского “купца”, и его командир проявил натуральную беспечность, не приняв всех необходимых мер предосторожности при встрече с подозрительным судном. Он позволил “голландцу” приблизиться к себе на расстояние прямой наводки замаскированных в палубных надстройках пушек и немедленно был расстрелян прямо в упор, причем почти вся его артиллерия была выведена из строя в первые же секунды боя. На нем начался сильнейший пожар, впрочем, машинное отделение пострадало мало, защищенное броней, что и позволило крейсеру кое-как выйти из под обстрела, и сотрясаемому взрывами боезапаса разгромленных артиллерийских башен, исчезнуть с горизонта навсегда. Из 800 человек, составлявших его экипаж, не спасся никто. Что за трагедия разыгралась на корабле, каков был его конец - затонул ли избитый крейсер в разыгравшийся ночью шторм, или пламя пожара достигло погребов боезапаса и “Сидней” взорвался? Что происходило на нем в последние часы, и почему абсолютно никто не спасся - эта тайна так и остается тайной уже более полувека. Спасшиеся с тоже подбитого и затонувшего от взрыва собственных мин “Корморана” немцы никак не могли прояснить ситуацию для пленивших их впоследствии австралийцев. И тут появляется брат Отто Дитриха и заявляет Букмастеру, что ему известно, что что-то, якобы, находилось на этом самом “Сиднее”... Откуда мог немецкий моряк знать про то, что делалось на вражеском крейсере до начала боя, даже если он и был тогда членом команды “Корморана”? Значит, с австралийского крейсера все же кто-то спасся, и попал к немцам в плен еще до того, как они сами не сдались австралийцам после высадки на побережье. А раз так, то все упирается именно в Дитриха-брата!

Кешковский решил возвращаться обратно в Коттбус, потому что о дальнейшей судьбе интересующего его человека Букмастеры не имели представления. Они рассказали только, что его звали Ганс, и если этот Ганс еще жив, то знает он уже поболее летчика-склеротика, даже если в такого же склеротика успел превратиться сам. По крайней мере он уж наверняка сможет припомнить, что там разыскивал его братец Отто всю свою жизнь. С “Сиднеем”, правда, было посложнее, но поляк старался сейчас о нем меньше думать. Его теперь более всего занимала таинственная принцесса Юлиана.

Однако с этой принцессой разобраться удалось гораздо быстрее, нежели Кешковский полагал. Для начала он принял версию о том, что принцесса - это почти всегда будущая королева (и в любом случае член королевской семьи), а королева Юлиана как раз до недавнего времени правила в Голландии. Но до 1949 года, как выяснилось, она была самой настоящей принцессой, и была ею целых сорок лет с момента своего рождения в 1909 году. Теперь оставалось понять, что за тайна, связанная с этой высокородной личностью, волновала немца Отто Дитриха, который был ее ровесником? И каким образом эта самая тайна может перекрещиваться с ФИЛАТЕЛИЕЙ, в частности - с описью ценной коллекции, обнаруженной при нем в России в 1942 году?

Вариантов было хоть отбавляй. Когда Кешковский приехал в Коттбус, то быстро понял, что в одиночку справиться ему будет трудновато, и придется раскошеливаться на полномасштабное расследование. Студент привлек к делу своего ближайшего друга - Ксимежа Фиалковского, и когда посвятил его в суть дела, Фиалковский тут же предложил свою версию “тайны принцессы Юлианы”, сообщив, что некогда существовал в Голландии пассажирский лайнер с таким названием. Этот лайнер после первой мировой войны совершал рейсы между Голландией и Голландской Индией (нынешней Индонезией), и затонул во время сильной бури, заставшей его 1 ноября 1923 года в Индийском океане южнее Мальдивских островов.

...Открытие этого факта имело последствия поистине потрясающие. Друзья навели о “Принцессе Юлиане” справки и выяснили, что лайнер и на самом деле погибла в указанном году и указанном месте. Но самое главное было не в этом. Кешковский узнал, что на этом корабле, как и на многих других лайнерах этой трансокеанской линии, была оборудована специальная палуба для перевозки так называемого “брандкаста” (“drijvende brandkast”), или попросту плавающего несгораемого ящика. В этот герметичный яйцеобразный ящик перед началом рейса загружали всю почту, оплаченную специальными марками а также наиболее ценные вещи пассажиров. Ящик весил более трех тонн и имел размеры два метра на четыре. Однако после катастрофы, постигшей “Принцессу Юлиану”, ящика в море так и не нашли, как ни старались, что позволяло предположить, что он по какой-то причине утонул вместе с кораблем. Некоторые свидетели из числа спасшихся все же уверяли, что видели ящик в волнах уже после гибели лайнера, но это дела не меняло. Компании было проще покрыть убытки из собственного кармана, чем затевать дорогостоящую поисковую экспедицию. “Брандкаст”, правда, был оборудован сигнальным устройством, но оно так и не сработало. Компания назначила немалое вознаграждение тому, кто поможет отыскать потерявшийся “брандкаст”, но за деньгами никто так и не явился до сих пор. Впрочем, через несколько месяцев эти приспособления были сняты с “вооружения” остальных кораблей линии, так как они себя не оправдали.

Полученная информация позволила исследователям соединить почти все факты, имевшиеся у них на руках, и получить хоть и расплывчатую, но все же довольно цельную картину проблемы. Кешковский предположил, что в 1923 году на “Принцессе Юлиане” из Батавии (*7) в Амстердам в непотопляемом “брандкасте” наряду с обычно почтой перевозилось нечто, имевшее непосредственное отношение к описи бесценной коллекции почтовых марок, которая была найдена у убитого Отто Дитриха. Возможно, там находилась и сама коллекция, и об этом каким-то образом и пронюхал Дитрих - об этом говорит сам факт его странного интереса к некоей “тайне”, связанной с голландским лайнером. Неясно, какими сведениями располагал немец на самом деле, но об утерянном в море почтовом ящике он знал наверняка. Его брат - моряк военно-морского флота - тоже был посвящен в тайну клада, и вполне вероятно, что после войны он привез для погибшего к тому времени брата сведения о том, что проплававший к тому моменту в океане почти 20 лет непотопляемый сейф был найден “Сиднеем” незадолго до своей трагической гибели. Возникал, правда, вопрос - каким таким образом он об этом узнал, но эта проблема была не самой главной. На данном этапе важнее было найти подтверждения этой гипотезе, а для этого исследователям следовало обратиться к архивам голландской почтовой службы и найти имена всех абонентов, арендовавших места для своих вещей в “брандкасте” накануне того последнего рейса.

Пока Кешковский и Фиалковский собирались отправиться в Амстердам, от их добровольных помощников, которые на разных этапах подключились к расследованию, поступили сведения, из которых стало известно, что старика Ганса Дитриха в живых давно уже нет, потому что он помер еще в 1981 году, но зато в Гамбурге живет человек, который был матросом на “Корморане” в том походе, и знавал Дитриха не по наслышке. Когда он узнал о том, что нашлись люди, разыскивающие любую информацию о “деле утерянного брандкаста”, он пригласил Кешковского для весьма интересного, как он утверждал, разговора.

Ради этой многообещающей встречи исследователи изменили свои планы, и вместо Голландии отправились прямиком в Гамбург. Старого моряка звали Хайнц Калле. Ему было далеко за семьдесят, но на вид он был еще довольно крепок. Да и с мозгами у него все было в порядке, в отличие от Букмастера. Однако мужик он был не промах, и с самого начала заявил, что за сведения, которые он нам собирается предоставить, нам придется выложить кругленькую сумму. Сперва Кешковский решил, что Калле просто хочет сообщить ему о том, что он знал и о чем догадывался и без него. Но это оказалось не так. Для начала он рассказал поляку о вещах, которые в свое время узнал от Ганса Дитриха про клад, заключавшийся в голландском “брандкасте”, а затем подтвердил свой рассказ многочисленными документами. Выслушав Калле, исследователи поняли, что их поездка в Голландию оказалась совершенно излишней. Калле сделал основную часть работы за них, и поэтому уплаченные ему деньги были сущим пустяком в сравнении с тем, во что бы Кешковскому вылилась эта затея с самостоятельным расследованием. После войны, когда Гансу Дитриху стало известно о гибели своего брата на Восточном фронте, он сам нашел сведения о том, что конкретно содержалось в пропашем в море непотопляемом металлическом ящике, и что именно разыскал Отто. А разыскивать было что. Судите сами.

0

3

НЕУЛОВИМЫЙ "БРАНДКАСТ"

2.

...Отто Дитрих состоял в СС с 1931 года, и после прихода Гитлера к власти в Германии стал работать в СД - службе безопасности Гиммлера. Первоначально его работа на новом поприще заключалась в сборе информации, касающейся лиц, интересующих лично рейхсфюрера СС. Нередко приходилось выезжать за границу, и во время одной из командировок в Голландию Дитрих следил за неким Штраубом - немецким профессором, выехавшим из Германии, и по мнению эсэсовского руководства, проводившим тайную антигитлеровскую пропаганду. Дитрих перехватывал также почту Штрауба, он читал все письма, приходившие к нему, и как раз в одном письме наткнулся на довольно любопытную информацию...

Голландский коллега Штрауба, профессор Роттердамского университета, Ян Маленс, писал ему о том, что якобы уже не надеется отыскать коллекцию почтовых марок, которую за десять лет до этого ему выслал из Батавии (Джакарты) его ныне покойный дед... К письму прилагалось несколько листов описи, и Маленс сообщил, что это лишь малая часть оценочной ведомости, которую дед выслал ему еще до того, как погрузил свою коллекцию на пароход, отправлявшийся в 1923 году из Голландской Индии в Европу. Пароход затонул во время жестокого шторма в Индийском океане, и непотопляемый ящик, в котором был заключен ценный груз, так и не нашли. По документам конторы, ответственной за доставку почты на том корабле, коллекция не проходила, потому что старик разумно (по его разумению) решил отправить ее инкогнито, дабы не привлекать к сокровищу излишнего внимания... Но марки пропали вместе с “брандкастом”, и все полагали, что они погибли.

Эсэсовского агента, однако, прочитавшего письмо, эта история взволновала до крайности. Находясь в Голландии, он попытался разузнать про эти самые “брандкасты” как можно больше, и вскоре пришел к выводу, что такой ящик утонуть никак не мог. А если он не мог утонуть, рассуждал Дитрих, то значит его до сих пор мотает по волнам Индийского океана или же выбросило на какой-то пустынный берег подальше от глаз людских. Тщательно изучив “обрывок” оценочной ведомости, Дитрих заключил (также, как и Кешковский через много лет после него), что клад все еще не найден, так как многие из указанных в находящихся у него бумагах марок на филателистическом рынке так и не появились - а ведь после крушения “Принцессы Юлианы” прошло уже целое десятилетие! С тех пор эсэсовец буквально заболел идеей отыскать эти ценности. Он навел справки о человеке, который мог некогда обладать коллекцией, и узнал, что это был некий Вильям Маленс - бывший директор почтовой конторы в Батавии, поступивший на службу в это заведение еще за 70 лет до своей смерти в 1924-м! По сообщениям людей, знавших его, Маленс коллекционировал марки, но своего увлечения особо не афишировал. Теперь Дитрих понял, почему о многих редких марках, попавших в коллекцию Маленса еще задолго до рождения филателии как науки, в наше время абсолютно ничего не известно. “Старый хрыч просто никому никогда про них не рассказывал! - размышлял он. - И правильно делал. Иначе не один только я рыскал бы сейчас в поисках этих сокровищ...”

Много позже, когда Дитрих продвинулся по служебной лестнице в своем ведомстве достаточно высоко, чтобы использовать возможности информационной службы аппарата СД в своих личных целях, он собрал о Виллиаме Маленсе столько материала, что скоро он буквально перестал помещаться в его сейфе. Дитрих разузнал, что Маленс, страстный коллекционер-филателист, и на самом деле имел прекрасную возможность собрать очень богатую даже по тем временам коллекцию не только почтовых марок Юго-Восточной Азии, но и всего мира. Родители Маленса были богатыми голландскими плантаторами, и потому недостатка в средствах у него не было. Еще будучи юнцом, он поступил на почтовую службу и быстро дослужился до высоких постов. Используя свое служебное положение и немерянное родительское состояние, Маленс завязал переписку с почтовыми ведомствами многих стран, и те регулярно высылали ему самые последние выпуски своих марок. Изучая поступающие документы по “делу Маленса”, Дитрих начал подозревать, что коллекция голландского чиновника может запросто переплюнуть коллекцию некогда знаменитого Филиппа Феррари, или - чем черт не шутит! - даже коллекцию с а м о г о английского короля... Ведь эти знаменитые филателисты платили за марки, предоставленные в их собраниях, порой фантастические суммы, а Маленс же - всего лишь номинальную стоимость. К тому же у британского короля, как ни крути, до сих пор не имеется чистой индийской марки 1852 года выпуска достоинством в 1/2 энни, а также многих других вещей, присутствовавших в описи Маленса. Дитрих настойчиво искал возможностей напасть на след остальных листов оценочной ведомости, не попавших в его руки, но это ему никак не удавалось. Как он ни старался, а выхлопотать себе командировку в Голландскую Индию он не мог, но зато он смог напасть на след самого “брандкаста”...

В 1936 году Дитриху на глаза попались изданные в Нью-Йорке записки некоего Рейна Ньютона - американского яхтсмена, совершившего в 1929 году кругосветное плавание на своей маленькой океанской яхте “Мелисса”. 19 января, по сообщению путешественника, на полпути между Австралией и Южной Африкой Ньютону повстречался в океане большой железный ящик странной яйцевидной формы, несколько походивший на притопленную миниатюрную подводную лодку жюль-верновской эпохи. Сначала мореплаватель подумал, что это сорванная с якорной цепи во время первой мировой войны плавучая мина, но вскоре понял, с чем именно столкнулся. Впрочем, во время этой встречи был сильный шторм, и потому исследовать находку подробнее не удалось. Ньютон решил использовать “брандкаст” в качестве плавучего якоря, зацепив за скобы на его поверхности канат, но быстро убедился, что это невозможно, и даже опасно. Тяжелый ящик все время норовил поднырнуть под лёгкую “Мелиссу” и перевернуть ее, и поэтому Ньютон постарался как можно быстрее от него отделаться. Шторм продолжался два дня, и когда наконец стих, “брандкаста” и след простыл.

Впрочем, разыскивать свою находку моряк не собирался. Он ограничился тем, что уведомил о своей находке проходящее мимо судно, да упомянул потом о ней в своих мемуарах. Но и сами голландцы по этому поводу особенного шума не поднимали. Дитрих сразу же навел нужные справки и установил, что за поиски “брандкаста” даже не принимались - ведь, как сообщил Ньютон, с воды увидеть его почти невозможно, а стой высоты, на которой пролетают над океаном редкие самолеты - тоже. Тогда Дитрих решил связаться с яхтсменом и разузнать у него подробности.

Во время одной из своих командировок в Америку эсэсовец встретился с Ньютоном. Он выдал себя за служащего голландской почтовой конторы, благо соорудить соответствующие документы ему не составляло никакого труда. Самое ценное, что Дитрих вынес из этой беседы, так это подтверждение того факта, что встреченный Рейном Ньютоном в океане 7 лет назад предмет - и на самом деле желанный “брандкаст”. Значит, непотопляемый ящик до сих пор “бороздит” просторы Мирового океана, а вместе с ним совершает свое необычное путешествие и самая уникальная в мире коллекция почтовых марок, которая в случае находки может сделать ее нового владельца одним из самых богатых людей если не в мире, то уж в Европе - наверняка!

Конечно, Дитриха очень и очень окрыляла святая уверенность в том, что “брандкаст” не утонул в пучине океана, но с другой стороны, его не покидало мрачное предчувствие, что клад в любой момент может быть отыскан кем-то другим, и тогда прости-прощай мечта о сказочном богатстве! Он принялся за тщательное изучение карты течений Индийского океана, и вычислил, что через несколько лет при такой скорости перемещения “брандкаст” покинет пустынные воды “ревущих сороковых”, где его обнаружил Ньютон, и окажется у западных берегов Австралии... А вот тогда-то уж на него запросто кто-нибудь наткнется!

Однако поделать тут ничего было нельзя. Дитрих, конечно же, не мог организовать поисковую экспедицию, и поэтому решил пойти по другому пути. Ему следовало во что бы то ни стало заполучить на эту коллекцию все возможные и невозможные права!

Однако планам Дитриха помешала начавшаяся осенью 1939 года война в Европе. Хоть теперь Дитрих по-прежнему имел возможность посещать нейтральную пока еще Голландию, и разыскав там Маленса, каким-нибудь образом склонить его к подписанию нужных документов, а то и попросту уничтожить его и составить подложное завещание, но в нынешних условиях официальная часть операции была обречена на провал. Было ясно, что “брандкаст”, если он и будет найден, в лучшем случае достанется каким-нибудь нейтралам. Наступал новый, 1940 год, и Дитрих, имея возможность проникнуть во многие планы и тайны своего руководства, прекрасно знал, что вскоре все нейтралы окажутся в состоянии войны с Рейхом, и клад по цепочке все равно попадет в руки загребущим британцам. Однако Маленсом в любом случае заняться было необходимо. Война не может продлиться долго, и когда она наконец закончится, у Дитриха будут все законные основания требовать свою “посылку”. Нужно только побыстрее разобраться с этим голландцем...

За годы, прошедшие с того момента, как Дитрих узнал из письма Маленса про клад, профессор переехал в Америку вместе с семьёй. Однако после оккупации Голландии германскими войсками в середине 40-го выяснилось, что у Маленса в Гааге остался младший брат, и тогда Дитрих решил действовать через него.

Эсэсовец быстро разыскал брата профессора, работавшего главврачом в одной из больниц, но дальше все пошло совсем не так, как было запланировано. Хьго Маленс, к немалому удивлению и досаде Дитриха, оказался тайным осведомителем шефа гестапо Мюллера, который патологически ненавидел СД. Дитрих не знал факта вербовки врача, и преследование голландца вышло ему боком. Когда он схватил брата злосчастного профессора, то для Мюллера это оказалось прекрасным поводом к удовлетворению своей жажды мщения. Шеф гестапо доказал Гиммлеру, что у Дитриха не было абсолютно никакого основания арестовывать его иностранного агента и подвергать его странным допросам. Гиммлер был готов замять дело, но Мюллер не унимался, и тогда непосредственному начальнику Дитриха - Рейнхарду Гейдриху - не оставалось ничего иного, как убрать своего проштрафившегося работника подальше из Берлина, и потому наш герой вскоре очутился на самых задворках новообразованной германской империи - в польском Генерал-губернаторстве на самой границе с Россией...

Отчаявшийся Дитрих перед отъездом на новое место службы встретился со своим братом, который в то время служил в кригсмарине (ВМФ рейха) и готовился в дальний поход на рейдере “Корморан”. На прощальной вечеринке он излил Гансу свою душу и рассказал о небывалом кладе, который плавает в водах Индийского океана, а также поведал о всех своих горестях, связанных с ним. Для пущей убедительности он показал брату листы описи, а также все свои папки по “делу Маленса”.

Ганс Дитрих в свою очередь тоже заинтересовался этим делом. Он тогда еще и понятия не имел, в какую зону мирового океана отправится его корабль на “промысел”, но подозревал, что Индийского океана ему все же не миновать. И хотя это, конечно, не давало повода для каких-либо надежд, Ганс клятвенно пообещал своему расстроенному брату, что постарается собрать о затерявшемся “брандкасте” какие-нибудь сведения. На том они и расстались. Навсегда.

Прошло несколько лет, и Отто Дитрих, так и не сумев “реабилитироваться” перед своим начальством, погиб на Восточном фронте. Насколько близко он продвинулся к своей мечте в Польше, а потом в России, уже наверное никому узнать не суждено. Зато Ганс Дитрих приблизился к ней буквально на расстояние пистолетного выстрела!

0

4

НЕУЛОВИМЫЙ "БРАНДКАСТ"

3.

Как известно, историческое сражение “Корморана” с австралийским крейсером произошло 19 ноября 1941 года. Германский рейдер был простым, хоть и быстроходным, торговым судном, вооруженным несколькими 150-мм пушками, предназначенными для обстрела таких же самых кораблей, как и он сам. Но в ходе скоротечного боя эти лёгкие пушки благодаря умелому их применению успели надавать бронированному монстру так сильно, что тот не смог даже толком ответить, и охваченный страшным пожаром, еле унёс ноги.

Однако досталось и “Корморану”. Один из немногих снарядов, выпущенных из орудий “Сиднея” в самом начале, прошил тонкий борт рейдера и взорвался в машинном отделении. Противопожарная система по несчастливому для немцев стечению обстоятельств вышла из строя, и пламя из машинного отделения быстро перекинулось в трюм, где хранились мины. Капитан дал приказ немедленно оставить готовый взорваться корабль. Почти вся команда “Корморана” в составе 317 человек, за исключением погибших, попрыгала в шлюпки и отплыла прочь. Через 20 минут в трюме взорвался весь запас мин, и вскоре немцы остались один на один с тропическим океаном...

Ганс Дитрих служил на “Корморане” командиром артиллерийского орудия, и в том же самом расчете находился и его приятель по морской школе - Хайнц Калле. Во время эвакуации с погибающего рейдера они оказались в одной шлюпке. После взрыва “Корморана” моряки подобрали в воде тяжело раненного лётчика с “Сиднея”. Впрочем, по воспоминаниям Калле, не так уж и тяжело тот был ранен, как хотел показать, потому что, убедившись в миролюбии немцев, которые к тому же прекрасно понимали, что им и самим не избежать плена, он оказался очень разговорчивым. Беседуя с ним, Ганс Дитрих и не предполагал, как близко находится к тайне, которой мучился его брат, и которая так нелепо сгубила его карьеру, судьбу и, без всякого сомнения, саму жизнь. Но когда австралийский лётчик стал рассказывать про какой-то странный буй, который моряки “Сиднея” выловили буквально за час до встречи с “Кормораном”, он насторожился. Он слушал пленного и не верил своим ушам - этот буй, без всякого сомнения, и был тем самым “брандкастом”, утерянным почтовой службой Голландии за 18 лет до этого почти двумя тысячами миль севернее от этого самого места! Дитрих вспомнил карты течений Индийского океана, которые показывал ему брат и удивился, насколько точно по времени и пространству сбылись предсказания Отто... Он стал расспрашивать лётчика о том, что стало с “брандкастом” - успели его вскрыть до начала боя, или нет?

Лётчик ответил, что ящик обнаружили случайно, высматривая японские подводные лодки (*8), и сначала подумали, что это плавучая мина. Капитан распорядился расстрелять опасную находку из мелкокалиберной пушки, но ящик так глубоко сидел в воде, что наводчики никак не могли поймать его в прицел. Тогда решили уничтожить его с помощью взрывчатки, для чего на воду спустили шлюпку. И только тогда, когда подрывная команда приблизилась к этой “мине”, стало ясно, что это старый сейф, и он скрывает в себе нечто, наверняка достойное внимания. К тому же надписи, выгравированные на герметической крышке сейфа подтвердили, что это плавающий почтовый ящик голландского происхождения, и хотя про “Принцессу Юлиану” и ее утерянный “брандкаст” на “Сиднее” не слышал никто, было решено поднять его на палубу и поскорее ознакомиться с содержимым...

“Корморан” появился на горизонте как раз в том момент, когда капитан собирался отдать приказ на вскрытие найденного ящика. Работы пришлось отложить. Когда с “Корморана” прозвучали первые залпы, “брандкаст” находился на верхней палубе недалеко от катапульты, на которой располагался готовый к взлёту самолет. Пленный рассказал, что в тот миг, когда он готовился стартовать, в катапульту угодил снаряд, выпущенный из немецкой пушки, и снёс ее за борт вместе с самолетом. Лётчик сильно ударился головой о приборы, и очнулся только тогда, когда самолет полностью ушел в воду. Глаза заливала кровь из разбитой головы, обе ноги были сломаны, но ему каким-то чудом удалось выбраться из затопленной кабины и всплыть на поверхность. Тут рядом упал еще один немецкий снаряд, он оглушил летчика, и тот вторично потерял сознание...

Впрочем, и этих сведений Дитриху было достаточно для того, чтобы до конца осознать, что судьба свела его наконец с этим неуловимым “брандкастом”, хотя дальнейших преимуществ и не сулила. Если “Сидней” не затонул после пожара, а сумел дотащится до базы, то на всей затее Отто Дитриха можно смело ставить большой и жирный крест. Но если крейсер все же каким-то чудом пошел на дно, и “брандкаст” всплыл с его палубы... Впрочем, Дитрих решил не изводить себя всякими догадками. С него было достаточно и осознания того факта, что драгоценный клад всё же СУЩЕСТВУЕТ!

Через два дня немцы добрались до Австралии и сдались, потому что ничего иного им делать просто не оставалось. Долгих четыре года моряки находились в плену, и все эти годы Дитриху не давала покоя мысль о том, что бесценный клад достанется англичанам или американцам. Но каково же было его удивление и радость, когда он наконец узнал, что “брандкаст” снова ускользнул из человеческих рук, как это было в случае с Рейном Ньютоном. “Сидней” пропал без вести вместе со всей своей командой, а это значило, что он все-таки пошел на дно, и до внутренностей голландского почтового ящика добраться так никто и не успел.

Новость окрылила немца. Война закончилась, и у Дитриха появилась прекрасная возможность заняться поисками коллекции вплотную. Однако когда Ганс вернулся из плена в разоренную войной Европу, он узнал, что Отто уже давно нет в живых. Зато в наследство ему достались все архивы брата, спрятанные в тщательно замаскированном в подвале их старого дома сейфе. Ганс Дитрих не раздумывая рассказал все своему приятелю Хайнцу Калле, и взял его в компаньоны. За поиски клада они принялись вдвоем.

Для начала компаньоны выяснили, что профессор Ян Маленс по-прежнему жив и здоров, вернулся в освобожденную Голландию, и остается прямым наследником утерянной коллекции. Его нечестивый брат, сотрудничавший с оккупантами, в 45-м сбежал из страны вместе с отступающими гитлеровцами, а после разгрома рейха вообще исчез с горизонта, но друзья резонно предположили, что он вполне мог тоже заняться поисками “брандкаста”. Приходилось спешить. В 1953 году Дитрих и Калле отправились в Джакарту на поиски архивов бывшего директора голландской колониальной почты, и вскоре им наконец удалось отыскать п о л н у ю опись отправленной в 1923 году на лайнере “Принцесса Юлиана” коллекции...

Ганс Дитрих не был так натаскан в филателии, как его брат Отто, но и он при первом же беглом взгляде на эти списки понял, что в них присутствуют почтовые выпуски государственных почт абсолютно всех стран мира, начиная с 1852 года, а также большое, прямо-таки огромное количество частных выпусков начиная от почтмейстерских марок США середины прошлого века, и заканчивая самыми редкими ныне русскими “земствами”. Не было в коллекции Маленса, правда, ни одного экземпляра знаменитой “Британской Гвианы” 1856 года, но зато “Голубых Маврикиев” насчитывалось целых семь штук, причем три из них - на конвертах, прошедших почту. Уже позже, когда друзья снова вернулись на родину и показали опись одному компетентному марочному торговцу, то узнали, что эта коллекция, если бы была найдена, могла “тянуть” не менее чем на 50 миллионов долларов, а если ее распродать на аукционах по частям - то и на все СТО!

Но как бы там ни было, а опись - это еще далеко не богатство. Дитрих принялся, также как и в свое время его брат, тщательно изучать карту течений Индийского океана, но это занятие тоже не принесло ему желанного утешения. Было ясно, что в 1941 году “брандкаст” находился в русле течения, которое у берегов Западной Австралии разделяется на два одинаковой мощности потока - один этот поток поворачивает на север, а другой огибает южную оконечность пятого континента и выходит прямиком на бескрайние просторы Тихого океана. Если ящик все-таки всплыл на поверхность океана после гибели “Сиднея”, то в какую сторону, спрашивается, он мог отправиться? Судя по скорости этих двух течений, “брандкаст” должен был сейчас находиться либо где-то около того места, где был утерян за 30 лет до этого, либо где-то между Новой Зеландией и островом Пасхи...

Открытие это Дитриха мало обрадовало, да и Калле начинал уже сомневаться в успехе начатого предприятия. Он все чаще и чаще твердил о том, что за столь долгие годы герметичность сработанного голландцами ящика не могла не нарушиться в результате беспрестанной болтанки в волнах, к тому же нельзя было сбрасывать со счетов неминуемое обрастание железной оболочки морскими организмами, из-за чего “брандкаст” мог потерять свою изначальную плавучесть, и медленно погрузиться на морское дно. Калле тщательно изучил чертежи, добытые в архивах фирмы, выпускавшей эти ящики, и пришел к выводу, что конструкция этих изделий была не столь уж и совершенна, как рекламировали ее сами голландцы, а то, что он проплавал в океане почти 20 лет до того самого момента, как был обнаружен “Сиднеем” - чистая случайность. Он предположил даже, что железный ящик вполне могло разнести вдребезги во время боя снарядом, учитывая высокую интенсивность артиллерийского огня с “Корморана”, тем более что он, по словам австралийского пилота, находился на простреливаемой со всех сторон открытой палубе крейсера.

Дитрих не поддержал его сомнений, но и не спорил. В чем-то его компаньон мог быть и прав...

Калле и Дитрих вернулись в Германию практически ни с чем. Единственное, что им осталось сделать - это явиться к Яну Маленсу и добиться у него официального разрешения на поиски принадлежащей ему коллекции, в надежде заинтересовать открывающимися перспективами какого-нибудь спонсора, и в случае удачи получить если уж не все богатства, то хотя бы законное вознаграждение за участие в экспедиции. Но к тому времени как компаньоны пришли к этому решению, Ян Маленс умер от старости. Вскоре умер и Ганс Дитрих, подхвативший в Индонезии тропическую язву. Энтузиазм Калле быстро угас. Сначала он хотел продать собранный материал по “делу Маленса” какой-нибудь газете “пожирнее”, но затем передумал в надежде воспользоваться им в будущем самому. Но годы шли, случай все не подворачивался, пока на горизонте не “засветился” польский студент Кешковский со своим расследованием... А на ловца, как известно, и зверь бежит.

0

5

НЕУЛОВИМЫЙ "БРАНДКАСТ"

4.

Тщательно взвесив полученную от Калле информацию, поляк решил, что дело стоит тех денег, которые он за него запросил. 10 тысяч германских марок, - сущий пустяк в сравнении с тем, ЧТО может открыться в результате хорошо организованных поисков. Кешковский просмотрел полную опись коллекции Маленса, полученную от Калле, и установил, что заявленная в 1954 году оценка этой самой коллекции в 100 миллионов - самый нижний ее предел. За последние сорок лет цены на многие выпуски поднялись в пять, семь, а то и в десять раз! Только за прекрасную подборку, состоящую из ранних негашеных марок Афганистана, Гавайских островов, Молдавского княжества, Цейлона и некоторых европейских государств можно было получить почти половину этой суммы. Кроме того, помимо самих марок в коллекции присутствовало большое число писем и открыток, прошедших почту. Кешковский обнаружил в описи конверты, присланные Маленсу в Батавию из Финляндии, Сицилии, Баварии, Квинсленда, Нью-Брансуика, каждый из которых мог спокойно “тянуть” по миллиону. Можно уже не говорить о “Голубых Маврикиях” и первой серии из трёх индийских марок. Это была бы поистине КОРОЛЕВСКАЯ коллекция, достойная занять место в одном из самых лучших почтовых музеях мира.

Кешковский уплатил Калле его десять тысяч и стал обладателем поистине уникальных документов. После этого он принялся за поиски в нужном направлении, и выяснил, что непотопляемый сейф совсем недавно видели в водах Южно-Пассатного течения возле островов Гильберта в Микронезии. Его заметил пилот частного самолета, развозившего по отдаленным островам почту и продукты. В своем отчете он написал, что 14 июля с высоты чуть больше тысячи метров увидел неподвижно лежащее в спокойной воде тело какого-то, по-видимому дохлого, животного странной яйцеобразной формы, длиною метра четыре, и шириной два. Снижаться для того, чтобы получше разглядеть свою находку, он не стал, а когда он через несколько часов пролетал над этим местом обратно, то ничего уже не обнаружил. Самое странное, на что он обратил внимание, так это на полное отсутствие акул возле трупа, а ведь эти твари обязательно должны были слететься на падаль... Впрочем, эта “странность” его волновала весьма недолго, хотя он и зафиксировал этот факт в своем отчете.

Так или иначе, а таинственный “брандкаст” все еще “гуляет на свободе”. Вполне возможно, что он давно уже переместился в другую “операционную зону”, но вычислить эту “зону” весьма трудно даже с помощью самой совершенной в мире аппаратуры. Экваториальные течения Тихого океана в силу особых условий гидрологического и топографического характера - вещь довольно капризная, а океанские просторы - безбрежны, и относительно пустынны. Понятно, проблему усилиями одного, хоть и настырного, одиночки, не решить. На данном этапе следует обратиться за содействием ко всем организациям, проводящим свои работы в этих водах, но в первую очередь Кешковский надеется на неоценимую помощь энтузиастов и местного населения. “Сокровища старого почтмейстера Маленса представляют слишком большой интерес для мировой культуры, чтобы позволить им вот так запросто сгинуть без следа, - заявляет польский исследователь на страницах журнала “Всемирная филателия”, - и оцениваются они в конце концов не количеством тех денег, которые за них способны (и готовы!) уплатить коллекционеры-толстосумы, а то, что эти самые коллекционеры разорвут эту бесценную коллекцию в два счета, как только до нее дорвутся - это уж точно! Вспомним судьбу знаменитого собрания “короля филателистов” Филиппа Феррари. После его смерти оно разлетелось по всему миру поистине бриллиантовым дождем и сгинуло в конце концов в тайниках пресловутых “частных коллекций”. Поэтому призываю любого, кто наткнется в конце концов на неуловимый “брандкаст” - не уподобляйтесь злосчастным “разорителям гробниц”, которые в свое время разворовали и “пустили по миру” громадные коллекции бесценных археологических, исторических и культурных уникумов... Ведь истинная красота коллекции Маленса - только лишь в её целостности и доступности любому любознательному индивидууму, чего она будет лишена, пущенная с молотка на мировых аукционах! И публикуемый мною полный список “сокровищ Маленса” служит одной лишь цели - весь цивилизованный мир просто должен наконец узнать, какое богатство для него собрал и сохранил некогда простой (хоть и состоятельный) директор почтовой службы, имя которого достойно самой Истории...”

Конец.

0

6

ЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ

ЗОЛОТОЙ ЭШЕЛОН ИСЧЕЗ НА УРАЛЕ

Умы людей по сей день будоражит клад последнего российского императора. Хотя в народе его и называют кладом Николая II, русский царь имеет к нему лишь косвенное отношение.

В начале осени 1916 года, опасаясь вторжения немецких войск в столицу, царь приказал эвакуировать золотой запас Санкт-Петербургского монетного двора в Москву. Тем временем начались демонстрации, забастовки и сильные волнения в народе. “Золотой эшелон” отбыл из города на Неве как раз в канун Февральской революции. Прибыв в Москву и доложив градоначальнику о прибытии спецгруза, начальник охраны понял, что городским властям не до эшелона: по городу бродили толпы пьяной черни, по ночам гремели выстрелы. Поручик контрразведки телеграфировал лично царю о положении дел, на что получил четкий приказ: “Эвакуировать поезд на Урал, в город Екатеринбург! Сдать груз на хранение в подвалы государственного банка!”

И поезд ушел…

Только в 1919 году в протоколах допросов Екатеринбургского ЧК всплыла фамилия молодого поручика, агента 4-го отделения Тайной полиции, офицера контрразведки, доставленного, а вернее выкраденного большевиками из Китая. Но офицер не нарушил клятву верности, данную императору всея Руси, и умер, не проронив ни слова, не выдав своих солдат и место захоронения груза.

Чекистам, правда, удалось узнать, что, прибыв в Екатеринбург, офицер счел благоразумным не передавать золото продажным временщикам, а укрыть его в земле. Поезд, состоящий из трех вагонов и паровоза, ушел по одной из железнодорожных веток, и на пустынном переезде ящики сгрузили. В них (по данным отгрузочных накладных Монетного двора Санкт-Петербурга) находилось 1360 килограммов золотых монет. Досконально известно, что сопровождали груз пятеро солдат, капрал и поручик. В поезде ехала “приблудная баба”, то ли спекулянтка-мешочница, то ли беженка, невесть как попавшая в эшелон. Закопав драгоценный груз в землю, капрал и поручик с несколькими слитками золота в вещмешках ушли за кордон, а солдаты вернулись к своим семьям.

...Золото Николая II не найдено до сих пор. Уральский НКВД, а позднее УФСБ почти каждое десятилетие снаряжал на его поиски своих людей, но безрезультатно. Уральская земля хранит тайну.

0

7

СОКРОВИЩА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

…Сегодня речь у нас пойдет не о конкретных сокровищах, а о кладах, их заключающих. Еще каких-то полвека назад эти сокровища радовали глаз людской - их созерцали с восторгом и удивлением как настоящие ценители красоты, так и простые люди, составляющие основу праздношатающейся по музеям и галереям предвоенной Европы публики. Но с того самого трагического момента, как на эти сокровища мировой культуры наложили свою лапу хапуги-нацисты, весь мир имеет о них теперь самое смутное представление. После войны некоторые из них были отысканы в тайных хранилищах и вернулись на свои законные места, однако судьбы остальных весьма и весьма туманны. Среди них такие шедевры, как Янтарная Комната, основные фрагменты которой были подарены почти три века назад русскому царю Петру I королем одного из германских государств, знаменитая коллекция золотого и серебряного оружия богатого польского рыцаря Якова Сосновицкого, полотна выдающихся художников-мастеров эпохи Возрождения и более поздних времен... Можно уже даже не говорить о многих тысячах тонн ювелирных изделий, ограненных алмазов и прочих мелких вещах кропотливой ручной работы, представляющих историческую, и даже научную ценность. Но чем больше проходит времени после окончания войны, тем меньше шансов остается на то, что эти сокровища будут когда-то отысканы. Однако многие из них без сомнения еще существуют, и реально могут быть обнаружены в каких-то тайниках. Вот только где находятся эти тайники, в которых они хранятся?

ГДЕ? - спросим мы, но толкового ответа не услышим. Впрочем, кое-что начинает проясняться уже сейчас, а кое о чем можно утверждать с довольно высокой степенью достоверности. Что это за утверждения, и в какой форме они проявляются - речь в данном труде.

...Существует легенда о том, что когда одного из многочисленных секретарей бывшего нацистского министерства культуры Вальтера Штрауба после капитуляции Германии на допросе спросили, что ему известно о том, где конкретно можно отыскать спрятанные немцами сокровища, он вдруг загадочно ответил: “Ищите на дне морском”. Не добившись от этого чиновника более вразумительного ответа, американский следователь решил перенести допрос на следующий день, чтобы подготовиться к нему более тщательно. Но до следующего дня проболтавшийся немец не дожил: кто-то подмешал ему в миску с ужином отраву.

История эта общеизвестна. После этого случая союзники принялись допрашивать остальных работников министерства, и некоторых даже с пристрастием, но у них ничего не вышло. Возможно, примени они гестаповские методы, они чего-то и добились бы, но вы сами прекрасно понимаете... К тому же почти всех работников министерства вскоре пришлось выпустить из тюрьмы - на них не распространялись статьи Гаагских конвенций о военных преступлениях. Эта история так и осталась загадкой. Слова безвременно почившего Штрауба подвигли союзников на некоторые немедленные действия, связанные с поисками сокровищ на дне морском, но дно морское - это вам не открытое поле. Было ясно, что для начала надо искать не сами сокровища, а людей, которые их прятали.

Проходили годы, а “со дна морского” не было извлечено ничего, хоть отдаленно напоминающего умыкнутые гитлеровцами шедевры. Одно десятилетие сменялось другим, и вот наступил момент, когда некоторые детали волнующей всех тайны начали проявляться.

…В 1997 году в голландском журнале “Шпунк” появился материал о том, как после войны на побережье Северного моря в районе немецкого города Фейдхавен англичанами был найден заброшенный секретный завод по производству отдельных частей для новейших фашистских субмарин. Помимо этих самых частей англичане обнаружили еще некоторые вещи, которые к производству подводных лодок имели отношение весьма отдаленное. Это были тонкие и очень прочные стальные канаты длиной от тысячи метров до двух, и даже трех тысяч, а также десятка два запаивающихся цилиндров внутренним объёмом по нескольку кубометров каждый. Когда цилиндры с великими предосторожностями раскрыли, то ничего в них не обнаружили. Однако было ясно, что цилиндры эти имеют к канатам самое непосредственное отношение - и на тех и на других стояли идентичные друг другу механические замки, с помощью которых они друг к другу присоединялись. Нашлись светлые головы, которые предположили, что цилиндры эти предназначались для использования на очень больших глубинах. Дальше в своих догадках, однако, они не пошли. До тех самых пор, пока в подвалах завода они не обнаружили многотонные чугунные глыбы, оборудованные теми же замками, что цилиндры и канаты.

Теперь все стало на свои места. Оказывается, цилиндры должны были прикрепляться к этим глыбам, которые являлись самыми натуральными “грузилами”, удерживающими стальной цилиндр с заключенным в нем воздушным пузырем на глубине, а канат крепился к крышке цилиндра и шел наверх, к поверхности моря. Тут воображение англичан снова забуксовало, а фантазия американских специалистов, к которым англичане обратились за консультациями, тоже мало помогла им в этом запутанном деле...

Итак, оккупационные власти как ни старались, а не смогли найти никого, кто хоть как-то был связан с производством на этом заводе, и потому тайна “грузил”, цилиндров и остальных многокилометровых канатов до конца так и не была раскрыта. Выдвигалось множество версий, и некоторые из них не были лишены определенного остроумия, однако ответить на интересующий всех вопрос однозначно так никто и не смог.

Полученное сообщение заинтересовало, редакцию бельгийского журнала “Тайные истории”, потому что в ее распоряжении уже имелись некоторые сведения, касавшиеся упомянутых загадочных цилиндров. Это была история, рассказанная одним бывшим немецким подводником по имени Гельмут Фразе, и из нее явствовало, что когда он в 1944 году проходил службу в кригсмарине (ВМФ третьего рейха) на подводной лодке, ему довелось принять участие в довольно странном эксперименте.

Дело касалось испытания весьма интересного механизма, истинного предназначения которого никому из моряков узнать так и не пришлось. По словам рассказчика, это был большой буй, снабженный аккумулятором повышенной мощности и каким-то радиоэлектронным оборудованием. Буй крепился ко дну моря минрепом (*1), взятым со склада глубоководных мин, но крепился так, что был скрыт под поверхностью моря на 20 или 30 метров. Этот загадочный буй вместе с минрепом и стандартными “башмаками” (грузилами), выбрасывался в море в произвольно взятой точке, после чего необходимо было в кратчайший срок снова отыскать его, используя секретную аппаратуру, доступ к которой имел только офицер-особист, прикомандированный на лодку на время испытаний. Все моряки полагали, что испытывается корпус какой-то новой мины, и потому ненужных вопросов ни у кого тогда не возникало. Только с годами у Фразе стало складываться впечатление, что вовсе не мины интересовали того особиста, руководившего испытаниями. Гвоздем всей программы, вероятнее всего, был только сам механизм, позволявший с помощью радио или какого-то гидроакустического прибора, установленного на подлодке, отыскать этот буй в пучине моря.

Но самым загадочным во всей этой истории было то, что бывший подводник после этого никогда больше не встречал никаких упоминаний о том странном приспособлении. После войны в мировой печати были освещены практически все секреты нацистов, касающиеся разработок новейших типов оружия, однако Фразе, как ни старался, а на интересующую его информацию выйти не мог.

Итак, что это был за буй? Если сопоставить рассказ немецкого подводника с тем, что промелькнуло в голландском журнале, то можно с приблизительной точностью произвести “реконструкцию” этого таинственного аппарата. Представим себе довольно простую, но надежную конструкцию, состоящую, с одной стороны, из пустотелого цилиндра со стенками, которые могли выдерживать давление на многокилометровой глубине, удерживаемого на этой глубине многотонным грузом, а с другой стороны - этот странный буй, устроенный так, чтобы его не было видно с поверхности моря, и даже с самолета, но чтобы при надобности его можно было отыскать в океанских просторах с помощью специальной аппаратуры. И цилиндр, и буй связывал длинный стальной канат.

Предназначение этого устройства несколько прояснилось, вот только непонятно было, ЧТО ИМЕННО собирались прятать в этих цилиндрах на дне океана нацисты? Конечно, сам собой напрашивался вывод о ненайденных ценностях, умыкнутых гитлеровцами во время войны, хотя с некоторых точек зрения эта идея и могла показаться недостаточно серьёзной. Кому, спрашивается, взбредет в голову прятать сокровища на дне океана, используя такой громоздкий и не обеспечивающий в полной мере секретности метод, когда и на суше имеется вполне достаточно укромных мест, пригодных для оборудования вполне надежных тайников? Но, как показало время, многие фашистские клады сокровищ и склады секретных документов на суше в конце концов были отысканы, ну а самых главных ценностей все же не хватало...

Между тем события развивались своей чередой. Совсем недавно в американском издании “Журнал для отдыха” (Филадельфия), появилась статья некоего Р. Грэхема, которая называлась вполне в духе этого журнала: “Бриллианты от Морского Царя”. Грэхем вполне авторитетно описывал свою встречу с одним богатым англичанином по имени Ровен Гилберт, который рассказал американцу историю свалившегося на него богатства. Кое-кому эта история может показаться чистой фантастикой, но учитывая информацию, полученную в свое время журналами “Шпунк” и “Тайные истории”, рассказ Ровена Гилберта в пересказе Грэхема стоит того, чтобы привести его здесь целиком...

“...Итак, в один прекрасный день мой старинный английский друг Анатоль С. - начинает американец, - познакомил меня с человеком, чья судьба может законно лечь в основу великолепного приключенческо-детективного романа. Этого человека звали Ровен Гилберт (имя и некоторые подробности биографии этого человека мною изменены), и он - богатый джентльмен из Брайтона. Впрочем, происхождение у этого Гилберта было отнюдь не джентльменское. По его личному признанию, он родился в семье потомственного рабочего лондонской судоверфи, и до того, как стать ДЖЕНТЛЬМЕНОМ, сам гнул спину на “проклятых капиталистов”. Удачу в жизни ему принесла одна счастливая находка, про которую он рассказал мне с некоторыми оговорками, когда мы сидели на веранде его огромного дома на берегу пролива Па-де-Кале и доканчивали очередную бутылку чудного ямайского рома, который его слуга-негр, одетый в экзотическую ливрею образца ХVIII столетия таскал нам из винного подвала...

Дело было так. Лет за двадцать до описываемого разговора, когда Ровену стукнуло что-то около сорока лет, он подался на заработки на север страны. Недалеко от шотландского города Абердин строился большой нефтеперерабатывающий завод, и кто-то из родственников, занятых на этой стройке, позвал Гилберта подзаработать. Гилберт не стал отказываться, он приехал на стройку и поселился с семьёй в небольшом домике, снятом на вырученные в качестве аванса деньги. Примерно через два месяца произошло следующее событие: когда одним воскресным утром Гилберт прогуливался со своей собакой по берегу Северного моря, его внимание привлек какой-то предмет, прибитый волнами прилива к завалившим дикий пляж скалам. Спустившись к самой воде, Гилберт осмотрел, как мог, предмет, который представлял собой большой металлический цилиндр, достигавший двух метров в длину и почти полутора в поперечнике. На мину предмет не был похож - Гилберт знал толк в минах, потому что в свое время проходил флотскую подготовку именно на тральщиках. Почувствовав, что внутри цилиндра может скрываться нечто интересное, Гилберт попытался этот цилиндр вскрыть. Он перепробовал кучу способов, но все было тщетно. Крепкий металл не брала никакая пила. Заинтригованный таким “крепким орешком”, упертый англичанин решился наконец потратить значительную сумму, отложенную им на черный день, чтобы взять в аренду старый грузовик. Цилиндр весил немало, и потому пришлось еще раскошелиться, чтобы установить в машине лебедку. В конце концов Гилберту удалось втащить свою находку в кузов автомобиля и отвезти ее домой.

Последним приобретением Гилберта на кровные заработанные тяжким трудом деньги был газосварочный аппарат. Будущий джентльмен подробно изучил правила пользования этой штукой по прилагаемой инструкции, а потом медленно и осторожно разрезал найденную “железяку” на две части. С этого самого момента вся дальнейшая жизнь Рована Гилберта буквально переворачивается с ног на голову. То, что он обнаружил внутри разрезанного цилиндра, повергло его даже не в изумление, а в самый настоящий, неописуемый ужас...

...Такого количества драгоценностей, сосредоточенных в одной куче, Гилберт не видел даже в кино про сокровища вождей Атлантиды. Парень он был с мозгами, и потому после недолгих раздумий он разделил все сокровища на множество частей и припрятал их в самых укромных уголках по всей округе. С трудом он дождался окончания строительства завода, чтобы получить законный расчет, и не вызывая ни у кого никаких подозрений, покинуть Шотландию. Для начала ему было необходимо легализовать хоть часть своих сокровищ, и Гилберт придумал, как это сделать надлежащим образом. Оно отобрал бриллиантов на сумму около 50 тысяч фунтов стерлингов (ничтожная часть найденного богатства!), переехал в Уэльс и инсценировал находку на пляже в песке старинного сундучка с драгоценностями. Он сдал “клад” государству и по закону получил его немалую часть. С такими делами можно было позаботиться и об остальных сокровищах...

Гилберт с семьёй переезжает в Америку и основывает в Ньюаркете неподалеку от Дирборна фирму по ремонту легковых автомобилей. Конечно, это только прикрытие - Гилберта не влечет перспектива заниматься бизнесом в каких бы то ни было формах, но англичанину попался толковый помощник, который со временем став управляющим новообразованной фирмы, повел ее дела резко в гору. Этот факт позволил Гилберту расслабиться и вернуться в Англию за оставшимися сокровищами, к тому же ему в Америке не нравится, и потому редкие его посещения американского континента носят сугубо деловой характер. Путем несложных махинаций он обналичивает часть своих “алмазных запасов” и передает в распоряжение управляющего компанией в Ньюаркете все больше средств. Фирма вскоре становится процветающей автомобилестроительной корпорацией, и управляющий превращается в главу совета директоров.

Производство расширяется. На каком-то этапе Гилберт выпустил акции, и тут же скупил довольно значительную их часть. Попутно он приобретает акции многих других процветающих корпораций, и дело теперь полностью, что называется, “в шляпе”. Англичанин получил возможность вполне легально и без всяких подозрений со стороны государства и мафии обналичивать свои “алмазные запасы”. Гилберт наконец-то стал джентльменом, о чем только могли мечтать все его предки вплоть до десятого колена. Большая часть бриллиантов, так и невостребованная, до сих пор покоится в лесных и болотных тайниках, разбросанных по всей Англии - это запасы “на черный день”. Кое-что Гилберт для успокоения совести пустил на благотворительные дела, кое-что тайно поместил в банковские сейфы, но основное богатство сохраняется в неприкосновенном, так сказать в “девственном” виде. Рован Гилберт до сих пор не имеет понятия о том, ОТКУДА взялся этот волшебный цилиндр, и КОМУ принадлежали бриллианты, заключенные в нем.

Я поинтересовался у англичанина судьбой самого цилиндра, но новоявленный джентльмен с сожалением сообщил мне, что остатки его разрезал и выкинул далеко в море в глубоком месте, когда заметал следы. Но он как смог подробней нарисовал мне этот цилиндр и его детали на бумаге”.

…К сожалению в журнале эти рисунки не присутствовали, но сделанное Гилбертом описание странного цилиндра - форма, размеры и вес, а также конструкция замков - полностью совпали с описанием, приведенным в “Шпунке”. Картина начинала проясняться.

Благодаря трем вышеприведенным историям, по большому счету никак не связанным друг с другом, можно теперь вполне конкретно предположить, ГДЕ ИМЕННО нацисты могли спрятать главную часть награбленных ими в войну сокровищ. Конечно же, это было очень хитроумно. Ну кто, скажите, станет после войны искать какие-то подводные буи в бескрайних просторах океана, даже если и будет знать о существовании всей этой системы? По задумке авторов драгоценности запаивались в герметичный цилиндр, подобный тому, что нашел Рован Гилберт, к цилиндру прикреплялся тяжелый груз, а с другой стороны - тонкий, но крепкий стальной канат, способный выдерживать запредельные нагрузки и длина которого зависела от того, в каком именно месте и на какой именно глубине предполагалось затопить тайник. После затопления верхний конец каната удерживался на плаву буем - такой же самый буй описал бывший немецкий подводник Гельмут Фразе. Система выглядела весьма надежно, по словам немца, буй был снабжен каким-то передающим гидроакустическим устройством, питающимся не от обычного аккумулятора, а от так называемой “вечной батареи”, принцип действия которой основан на использовании разницы температур поверхностного и придонного слоев воды. Лицо, во владении которого находилась информация хотя бы о приблизительных координатах буя, и которое имело такое секретное устройство, на посылаемые которым радио- или акустические сигналы “отзывался” буй, могло бы быстро этот самый буй отыскать. Правда, могли возникнуть затруднения с подъемом на поверхность цилиндров, но эти проблемы носили чисто технический характер и не имели особо принципиального значения...

Во всей этой истории беспокоит другое - если система представлялась нацистам более надежной, чем тайники на суше, то откуда же тогда взялся цилиндр, найденный Гилбертом? Вероятнее всего, что в результате какой-то неполадки в системе цилиндр просто-напросто оторвался от нее, и не удерживаемый на дне многотонным грузилом, всплыл на поверхность моря. Из этого следует, что система все же не так надежна, как можно было бы себе представить... Однако это все сомнения частного порядка, в главном же можно быть уверенным наверняка - перед окончанием войны нацисты сделали все возможное, чтобы запрятать большую часть драгоценностей (а возможно и секретных документов) в глубинах моря. О сохранении тайны они тоже позаботились должным образом.

И вот теперь настало время извлечь на свет Божий следующий документ. Перед вами строки из мемуаров прославленного капитана Мервилла Гранта, который в описываемые времена командовал британским легким крейсером “Бруней”.

“...15 апреля 1945 года, - пишет Грант в своих записках, - мне поступил приказ выйти из порта Фритаун в Западной Африке и направиться в квадрат “Зет” - пустынный участок Атлантического океана между Французской Вест-Индией и островами Зеленого Мыса. По сообщению, полученному от пилота патрульной летающей лодки, в этом квадрате находился фашистский транспорт- “прорыватель блокады” (С*.) “Эриадна”. Инструкции командующего предписывали захватить “Эриадну”, а при сопротивлении - уничтожить.

Через некоторое время мы вышли в заданный район и быстро обнаружили фашистский корабль с помощью бортового самолета-разведчика. Однако это была не “Эриадна”, а совершенно другой корабль - “Nautilus”, числившийся в германском флоте как минный транспорт. Зенитным огнем с “Nautilus” наш самолет был сбит, впрочем, летчики спаслись, и после окончания операции их благополучно подняли на борт крейсера. Немцы сначала попытались от нас удрать, но быстро поняли, что сделать этого им не удастся, сдаваться тем не менее они не собирались. Раньше я никогда не сталкивался со столь бессмысленным и упорным сопротивлением - на “Nautilus” пушек было раз в пять меньше, да и калибр их был мелковат по сравнению с нашим. Однако немцы стреляли с таким поразительным упорством, будто всерьез намеревались отбиться от бронированного крейсера. Впрочем, их снаряды до нас не долетали, а мы быстро добились попадания в машинное отделение, и фашистский корабль окутался большим облаком пара и дыма. Немцы принялись спускать шлюпки, но белого флага не поднимали, и я решил, что они намерены затопить свое судно. Огонь с “Nautilus” прекратился, и я дал приказ готовить к спуску быстроходный катер с группой захвата. К тому времени пар и дым рассеялись, а шлюпки с немецкими моряками были уже далеко.

...Прошло минут 20, и наша группа наконец поднялась на подбитый корабль. Внезапно “Nautilus” вздрогнул, и стал медленно крениться на правый борт - наверняка немцы перед отступлением открыли кингстоны именно с этой стороны. Я по радио приказал старшему офицеру, отправившемуся на катере, поторопиться с обследованием трюмов. Через несколько минут крен достиг того предела, когда пребывание людей на борту становилось слишком опасным. Группа захвата покинула тонущий “Nautilus”...

Однако никаких документов на борту транспорта обнаружить не удалось, впрочем, я и не надеялся на это. Немцы никогда не оставляли нам какие-либо документы, если у них была хоть минимальная возможность уничтожить их. Старший офицер по прибытии доложил мне, что в трюмах не обнаружил ничего особенного, кроме стальных минрепов невероятной длины, свернутых в гигантские бухты, а также нескольких пустотелых цилиндров неизвестного предназначения. Когда “Nautilus” затонул, мы долго искали своих сбитых пилотов, а когда отправились подбирать немцев, то было уже слишком поздно. Неожиданно задул шквальный ветер и разогнал шлюпки с немцами по всему океану. Быстро темнело, и до того момента, как шторм превратился в ураган, нам удалось спасти только пятерых матросов во главе с капитаном корабля. На все расспросы относительно курса и предназначения их судна моряки “Nautilus” твердили, что им был дан приказ прорываться в Аргентину и там сдаться. Но я понимал, что дело вовсе не так просто, как хотят представить мне его эти хитрецы. Из пленных я отобрал одного, на мой взгляд наименее крепкого в психологическом плане моряка, и решил на него поднажать.

В конце концов матрос признался, что прорыватель выполнял ответственное задание, полученное его капитаном лично от одного из главарей задыхающегося в тисках жесткой блокады рейха. В суть задания он посвящен не был, но, по его мнению, судно занималось постановкой глубоководных мин у берегов Южной Америки на путях танкеров, перевозящих нефть из Венесуэлы в США, а в квадрат “Зет” пришло для очередного сеанса связи с Берлином.

Я подверг критике эту явно смехотворную версию, но моряк упорно стоял на своем. Тогда я решил еще раз допросить капитана, имея на руках новые данные.

Но я опоздал. Немец, видно, что-то заподозрил, и потому, когда его вели из корабельного карцера на допрос, выхватил у сопровождавшего его офицера пистолет и застрелился. Я был очень раздосадован таким поворотом дела, но поделать тут ничего было нельзя. Я набросился на остальных немцев с угрозами, но они упорно ничего не хотели говорить... Они твердили только, что являлись членами машинной команды, и потому не видели, что делается на палубах, а распространение слухов и сплетен на “Nautilus” пресекалось самым жестоким образом - для этого на корабле существовала тайная служба безопасности. Конечно, мне очень хотелось раскрыть тайну “Nautilus”, но она оказалась мне не по зубам. В конце концов я плюнул на эту затею с допросами пленных и свободно вздохнул, когда сдал их с рук в руки военным властям Фритауна...”

Вот так. Кто интересуется источником этих сведений, можем сообщить, что мемуары капитана Мервилла Гранта называются “В сиянии славы”, и вышли они в издательстве “Коэн и Стингрей” в 1965 году в Лондоне. На русский язык книга пока не переводилась, но самое главное в колнце концов заключается в том, что благодаря информации, причерпнутой из этой книжки, можно окончательно убедиться в том, что немцы в конце войны и на самом деле “минировали” всю Атлантику - от Гренландии и до самой Антарктиды - этими цилиндрами с запрятанными в них сокровищами. По чьему именно приказу это производилось - уже совсем другой вопрос. Главное, что ПРОЦЕСС ШЁЛ.

В живых, похоже, в настоящее время, похоже, не осталось ни одного из заправил Третьего Рейха, а в мемуарах, которые оставили после себя некоторые из этих людей, не содержится и намека на запрятанные ими на океанском дне сокровища. Прошло более полувека с момента проведения операции, на которой “застукали” минный транспорт “Nautilus”, но кроме счастливой находки Ровена Гилберта больше ничего не свидетельствует о том, что сокровища по-прежнему ожидают тех, кто за ними когда-нибудь придет. Если их не извлек в свое время тот, кто их спрятал, то где, спрашивается, гарантия, что автоматические буи до сих пор исправны и обладают способностью ответить на “призывы” поискового прибора, следов которого тоже так и не удалось отыскать?

Опубликованные в разных журналах материалы позволяют надеяться на то, что откликнется еще кто-то, кто поможет разыскать такую необходимую в этом деле зацепку. Где разгадка тайны? Где отыскать поисковый прибор, описанный немецким подводником Гельмутом Фразе? Не мог же он сам, или по крайней мере его чертежи исчезнуть бесследно? Раз нашлись после войны и цилиндры, и многокилометровые минрепы с грузилами, и даже часть сокровищ, то должны же наконец отыскаться и эти загадочные штуки. Обязательно. Рано или поздно. И если в один прекрасный день жаждущим созерцать вновь утерянную когда-то красоту, взглядам миллионов людей на нашей планете откроется величественное и неповторимое очарование самой что ни на есть настоящей Янтарной Комнаты в своем что ни на есть натуральном виде, то можно считать, что вопрос с тайными захоронениями нацистских кладов на дне океанов был поднят не зря.

Конец

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Минреп - трос для удержания морской якорной мины на определенном расстоянии (углубления) от поверхности воды.

0


Вы здесь » <>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <> » ~ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА~ » НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА