<>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <>

Объявление

[реклама вместо картинки]
top.SUMQAYIT Top on A-Z.az

www.vipclub.at.ua. Приглашаем Вас пополнить команду модераторов сайта VIPclub!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » <>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <> » ~ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА~ » ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ


ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

"ТИТАНИК"

Перед вами - типичный образчик описания стародавнего действа, носящего несколько ироничное название: "КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ И ДЛИННАЯ СМЕРТЬ ЛАЙНЕРА "ТИТАНИК", взятого из "Энциклопедии Мировых Сенсаций". Вся история "Титаника" могла бы уместиться в этой статье, и, в принципе, больше тут ничего не добавить, и ничего не убавить. Практически каждый любитель истории в свое время знакомился с трагедией "Титаника" именно по таким документам, а затем решал, двигаться ему дальше, или бросить всё это к чертовой матери. Вряд ли знаменитый американский писатель Уолтер Лорд, автор самой известной книги о "Титанике", до конца верил в то, о чем он написал, а ведь его "ГИБЕЛЬ "ТИТАНИКА" - это просто увеличенная до размеров романа копия приведенной ниже статьи. Но судить его за такую выдающуюся книгу мы сейчас не будем - она никогда не была рассчитана на серьезных исследователей, и даже не претендовала на такую роль, да к тому же с годами американцу открылись такие вещи, которые не снились ни одному мудрецу в мире. И потому мы просто ОБЯЗАНЫ привести в нашем разделе официальную версию произошедшей 90 лет назад трагедии, что б было, как говорится, от чего плясать. И только тогда, когда вы ознакомитесь со статьей, тогда мы и поведем вас в мрачное подземелье, в неисчислимых закоулках которого, как колонии скрывающихся от дневного света слепых летучих гадов, затаились самые настоящие гнезда самых настоящих загадок, секретов и тайн самой настоящей ИСТОРИИ ВЕКА - ИСТОРИИ ГИБЕЛИ "ТИТАНИКА".

 

...Пассажиры ужинали, танцевали, многие уже готовились ко сну. И никто даже не мог предположить, что через несколько мгновений случится катастрофа. Огромный айсберг разрушил миф о непотопляемости "Титаника".

...Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - "Титаник". Спущенный на воду с Королевских верфей, "Титаник" ушел в свое первое плавание - и не вернулся.

Невиданная катастрофа потрясла мир.

...Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны: колоссальный айсберг в считанные мгновения вспорол корпус "Титаника", сделанный из двух слоев стали, и ледяная вода Атлантического океана хлынула в отсеки. "Титаник" затонул в считанные часы. Оркестр еще играл популярный шлягер, а корабль уже начал погружаться в черные воды океана. Роскошный пароход-гигант считался символом "золотого века", который оборвала первая мировая война. Американский писатель Том Шейлз сказал: "Это был не просто корабль, это была капсула времени, унесшая с собой в могилу весь блеск и тщеславие "золотого века".

...Можно ли было избежать чудовищных человеческих жертв при трагедии "Титаника"? Да, утверждают исследователи. Если бы владельцы судоходной линии "Белая звезда" оснастили пароход достаточным количеством шлюпок и плотов, спастись удалось бы не сотням, а, возможно, тысячам пассажиров. Но хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть.

...Короткая и драматичная жизнь "Титаника" началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Его создатели, увы, больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания. Проектировщики представили "революционный" проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью - такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели "Титаника" уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.

...Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты самоотверженно трудились, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина "Титаника" составляла 275 метров; четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до топовых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 23 узла в час.

...Пассажиры первого класса могли, что называется, купаться в роскоши. На корабле для них был сооружен плавательный бассейн - в ту пору новинка в судостроении. Пассажиры могли во время плавания нежиться в турецких банях, заниматься гимнастикой в роскошном спортивном зале, играть в теннис на специальном корте, отдыхать в "версальской гостиной", в "парижском кафе", в пальмовом саду, в многочисленных музыкальных салонах, ресторанах и барах. Для пассажиров первого класса были оборудованы шикарные апартаменты и каюты-люкс, для остальных - удобные каюты второго и третьего класса. Администрация пароходной линии "Белая звезда" широко разрекламировала "Титаник" - самый большой и роскошный корабль в мире. Наверное, поэтому список пассажиров первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк представлял из себя подлинный справочник "Кто есть кто". Там фигурировали фамилии самых богатых и известных людей того времени: финансиста Бенджамина Гугенхейма, прославившегося своей благотворительностью; его именем впоследствии был назван знаменитый музей искусств в Нью-Йорке; совладельца крупного универсального магазина "Мэйсиз" Исидора Штрауса; американского художника Фрэнсиса Миллета и многих других богачей и знаменитостей. Многие из них отправились в путешествие со своими семьями.

...Строительство "Титаника" обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов. В сегодняшних ценах - это 100 миллионов - совершенно фантастическая сумма.

...В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года. На его палубах разместились 20 спасательных шлюпок - на четыре больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но страшно мало для того, чтобы поместить на них всех пассажиров корабля-монстра.

Роковое путешествие

...Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде "Титаника" никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита. Но в 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!" Одновременно прозвучали три удара судового колокола - предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. Оно потрясло огромный корабль, обрушив массу ледяных осколков на шикарные палубы из тикового дерева.

...Из своих кают высыпали пассажиры. Они любовались сказочной картиной: в ночи, под электрическими прожекторами льдины сияли, как алмазы. Еще никто не осознавал, что произошло, никто не ощутил зловещего дыхания смерти. Люди смеялись, подбирали острые осколки. Надводная часть айсберга по высоте составляла примерно около 30 метров. Можно только попытаться вообразить, как огромно было то, что скрывалось под водой. Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды. В гигантский корабль с невероятной скоростью хлынула ледяная вода. Сначала были полностью заполнены первые пять отсеков, затем вода начала поступать в шестой и седьмой, и постепенно все отсеки были заполнены водой. Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал "SOS".

...Эвакуация сопровождалась многочисленными человеческими трагедиями. Так, Ида Штраус отказалась оставить мужа и занять место в шлюпке. Когда лайнер скрылся под волнами, она приняла смерть вместе с любимым. А вот председатель пароходной линии "Белая звезда", который нес моральную ответственность за тысячи пассажиров "Титаника", не проявил такого мужества. Он прыгнул в шлюпку и... провел остаток жизни, презираемый и осуждаемый всеми, кто его знал.

...Узнав о катастрофе, угольный король Гугенхейм и его камердинер Виктор Джиглио надели вечерние костюмы и приготовились к встрече со смертью как истинные джентльмены. Утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов. Из-за нечетких действий команды на палубах "Титаника" возникла паника. На борту помимо шлюпок имелись разборные плоты, на которых могли спастись многочисленные пассажиры, но вовремя их не собрали и хранились они в неподходящих местах.

...Когда начался губительный крен корабля, в ночное небо над океаном были пущены сигнальные ракеты - последняя призрачная надежда капитана на помощь проходящих судов. Трудно было рассчитывать на удачу, и все-таки счастливый случай мог помочь обреченным. Вахтенный пассажирского парохода "Калифорния", находившегося в девятнадцати милях от терпящего бедствие "Титаника", заметил сигнальные ракеты. Но, как это часто случается, судьба не дала жертвам катастрофы последнего шанса. Вахтенный принял сигналы бедствия, призыв о помощи за обычные осветительные огни другого парохода, и "Калифорния" в блаженном неведении дрейфовала в ледяном поле всю ночь. Только в пять часов утра ее капитан решил направиться в подозрительную зону. К тому времени "Титаник" уже давно покоился в своей мрачной ледяной могиле.

...Самая трагическая судьба постигла пассажиров-иммигрантов, занимавших каюты третьего класса. Находясь в нижних ярусах корабля, они попали в настоящую ловушку, поскольку американская иммиграционная служба приказала закрыть на ключ все двери, ведущие на верхние палубы. К тому времени, когда толпы людей вырвались наверх, большая часть спасательных шлюпок была уже спущена на воду.

...Через два часа тридцать пять минут после катастрофы крен "Титаника" составлял почти 90 градусов, то есть корабль практически лежал на борту. А затем суперлайнер исчез под водой, образовав на поверхности моря гигантский водоворот, который втягивал людей и обломки такелажа. Послышалось агонизирующее шипение, море вздули массивные воздушные пузыри, образовавшиеся в результате взрыва паровых котлов - и все закончилось. "Титаник" стал медленно опускаться на четырехкилометровую глубину.

...Пароход "Карпатия", принявший SOS, на всех парах летел к месту катастрофы. Прибыл он с опозданием в один час, но успел подобрать людей, которые спаслись на шлюпках. Таких счастливцев, как уже указывалось, оказалось 705 человек.

Подводная могила

Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.

...В 1986 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части.

Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькие дети...

Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф....

РОЖДЕНИЕ МОНСТРА>>в ФОТОАРХИВ: "ТИТАНИК"

0

2

"ИМПЕРАТРИЦA МАРИИ"

…7 октября 1916 года город и крепость Севастополь были разбужены мощными взрывами, разносившимися над притихшей гладью Северной бухты. Люди бежали к гавани, и их глазам открывалась страшная картина. Над новейшим линейным кораблем Черноморского флота поднимались султаны черного дыма, разрезаемые молниями взрывов. Через час все было кончено -  "Императрица Мария" перевернулась и ушла на дно. С кораблем погибло 225 человек, но не это было самое главное - престиж Российской империи был ущемлен этим событием. Тотчас на расследование причин трагедии были брошены лучшие силы сыскной службы, но загадка осталась таковой и по нынешние времена. Что это было - диверсия, умело произведенная врагами, или преступная халатность экипажа дредноута? А может роковая случайность? Или что-то еще, недоступное пока нашему пониманию?

Гипотезы, версии, предположения - вот и все, что остается нам принимать даже почти 90 лет спустя. Ни один архив ни одной страны не раскрылся за это время и ни капли полезной информации не просочилось через строжайшую завесу секретности. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что не было никакого злого умысла,. Другие приводят аргументы обратного, но никаких весомых доказательств также не могут предоставить. И все же надежда разобраться в этом темном деле имеется - это открытое обсуждение всех материалов, увидевших свет в разные времена. Именно путем отбора и удаления наименее достоверных документов и можно хоть как-то прояснить истину невзирая на отсутствие каких бы то ни было доказательств. Этим мы сейчас и займемся - в архиве ЭНЦИКЛОПЕДИИ достатчно материалов для того, чтобы начать работу раздела, целиком посвященного одной из самых волнующих загадок ХХ века - взрыву на линкоре "Императрица Мария"

0

3

"Морро Касл"

Лайнер "Морро Касл". 1934

1. НЕОБЫЧНЫЙ ОГОНЬ

Он всю жизнь тушил пожары. Для Джона Кемпфа это было профессией. Он работал пожарным в Нью-Йорке. За свои 63 года он сотни раз выходил на единоборство с огнем, когда в его родном городе горели кинотеатры, универсальные магазины, портовые склады. После 45 лет честной службы, проведенной в ночных дежурствах, срочных выездах в дым и пламя, профсоюз пожарных Нью-Йорка наградил Кемпфа билетом на «Морро Касл» — самый безопасный и комфортабельный корабль в мире, как значилось в рекламном проспекте. Для старика это был своего рода бенефис перед уходом на заслуженную пенсию.
В 2 час. 30 мин. ночи Джон Кемпф проснулся от запаха гари. Профессиональное чутье подсказало ему, что где-то что-то горит. Мгновенно одевшись, Кемпф выскочил в коридор. Едкий черный дым резал глаза. Горела судовая библиотека. Металлический шкаф, где хранились письменные принадлежности и бумага, был охвачен каким-то странным голубым пламенем. Кемпф сорвал висевший на переборке углекислотный огнетушитель, отвернул клапан и направил струю пены в приоткрытую дверь шкафа.
Пламя ухнуло, изменило цвет, выхлестнулось из шкафа, опалив пожарному брови. Кемпф бросил огнетушитель и, прикрывая платком рот, бросился на поиски ближайшего гидранта. Рядом с библиотекой сквозь черную завесу дыма пробивались оранжевые языки пламени: они лизали дверь соседнего помещения. Пожарный раскатал шланг и открутил вентиль гидранта. Но на резиновую дорожку коридора вместо мощной струи упало несколько ржавых капель... Напора в магистрали не было. Выругавшись, старик бросился барабанить по дверям кают. Он будил сонных обитателей второго класса. Пробежав добрую сотню метров по коридору, Кемпф бросился на нижнюю палубу, чтобы оттуда спуститься в машину и сказать механикам, что необходимо подключить пожарные помпы и дать давление в магистраль. С недоумением ветеран огневых баталий увидел, что коридор нижней палубы также объят пламенем. Это противоречило здравому смыслу, противоречило профессиональному опыту пожарных дел мастера Кемпфа. Огонь всегда распространяется снизу вверх, а здесь, на корабле, он почти мгновенно устремился вниз...
Время шло. Царившая на «Морро Касл» ночная тишина уже нарушилась душераздирающими криками. Люди, задыхаясь от дыма, падали и безумели от ужаса. Тем временем обитатели кают, куда дым еще не дошел, продолжали спать. А когда по всем палубам лайнера раздались сигналы пожарной тревоги, было уже поздно — коридоры охватило пламя. Выход из кают был отрезан огненным занавесом. Те, кто успел вовремя выбежать в коридор, путались в его многочисленных проходах и ответвлениях. В конце концов беглецы оказались затиснутыми в салоны, окна и иллюминаторы которых выходили на носовую часть лайнера. Единственный шанс спастись — разбить окна и выпрыгнуть на палубу перед надстройкой корабля. Таким образом почти все иллюминаторы были выбиты. «Морро Касл» продолжал мчаться двадцатиузловым ходом. Коридоры обоих бортов лайнера походили на аэродинамическую трубу. Через 20 мин. после начала пожара пламя гудело по всему кораблю, как в паяльной лампе.
Джон Кемпф, так и не пробившись сквозь огонь к машинному отделению, отрешенно взирал на происходящее. Он знал, что судно обречено...

2. КАТАСТРОФА

К сожалению, этого не знали ни на мостике, ни в машинном отделении. По непонятным причинам хваленая система определения очагов пожара и автоматическая система тушения огня не сработали. Хотя капитан Уормс был тотчас же оповещен о пожаре, он не представлял, что может произойти нечто серьезное. Он думал о предстоящих трудностях швартовки в тесной нью-йоркской гавани и вполне был уверен, что пожар будет ликвидирован.
В судебном отчете по делу о пожаре на «Морро Касл», которое слушалось в Нью-Йорке, отмечалось, что поведение капитана Уормса и его помощников напоминало действия трагедийных актеров, воплощая панику и замешательство. Может быть, на Уормса повлияла смерть капитана Роберта Уильмотта? За пять часов до пожара капитан «Морро Касл» был найден полураздетым в ванне. Его форменная тужурка валялась на ковре спальной. Судороги свели посиневшее лицо, голова беспомощно свисала на грудь.
«Капитан мертв. Явные признаки отравления каким-то сильным ядом». — констатировал врач.
«Он недавно ужинал, — заявил стюард, который обслуживал капитана, — примерно час назад я принес сюда поднос с ужином, но еще не успел его убрать. Из наших сюда никто, кроме меня, не смеет заходить, но подноса-то нет...»
Да, это была странная, неожиданная смерть, и старшему помощнику пришлось, согласно уставу, взять управление судном на себя.
Было странным и то, что вызванный по телефону из своей каюты старший механик Эббот на мостик не явился. Не видели его и в машинном отделении. Оказалось, что он организовал спуск спасательной шлюпки по правому борту. В ней его (хотя и со сломанной рукой) и увидели журналисты, когда через несколько часов шлюпка достигла берега.
По непонятным причинам Уормс никого из своих помощников не выделил для тушения пожара. Его пытались погасить сами пассажиры. В панике они раскатывали шланги, открывали гидранты и лили в дым воду. Но огонь наступал, приходилось искать спасения. Таким образом, оказались открытыми почти все гидранты, и, хотя механики уже включили насосы, давления в магистрали не было. Тушить пожар было нечем. А тем временем с ходового мостика вниз, сквозь семь палуб, Уормс с помощью машинного телеграфа передавал механикам команды. Согласно заведенному порядку их заносили в машинный журнал так же, как это делают и теперь. Вот что вытворял капитан Уормс, судя по журналу машинного отделения «Морро Касл»:
«3 час. 10 мин. — полный вперед правой машиной.
3 -- 10,5 -- — малый вперед правой.
3 -- 13 -- — полный вперед левой.
3 -- 14 -- — полный вперед левой.
3 -- 18 -- — полный назад правой.
3 -- 19 -- — полный вперед правой.
3 -- 19,5 -- — средний вперед левой.
3 -- 21 -- — средний назад правой».
В течение десяти минут «Морро Касл» беспрестанно менял курс, описывал зигзаги, крутился на месте. Этого оказалось достаточным, чтобы ветер превратил пожар в гигантский бушующий костер.
Позже один из мотористов «Морро Касл» писал:
«Я, сменившись в полночь с вахты, прилег на диван в каюте младших механиков. Меня разбудили крики о помощи. Проснувшись, я почувствовал в каюте дым. Я открыл дверь и увидел, что все кругом горит. Три раза я пытался подняться наверх по трапу, и три раза меня стаскивали за ноги те, кто, как звери, дрался в узком проходе, ведущем на шлюпочную палубу. С левого борта пламя бушевало, по-моему, сильнее. Там почему-то оказалось много женщин. Я видел, как они погибали в огне. Пробраться к ним не было никакой возможности из-за страшного жара от огня...»

Американский двухвинтовой пассажирский турбоэлектроход «Морро Касл». Брутто-регистровая вместимость 11 520 т. Скорость — 22 узла. 174-й рейс этого лайнера на линии Нью-Йорк — Гавана вписал в историю мирового плавания одну из самых мрачных страниц.

0

4

"Индианаполис"

Крейсер "Индианаполис". 1945

«Это самая важная тайна, сохранение которой в течение всей второй мировой войны являлось предметом наибольших забот».
Адмирал флота США Уильям Д. Леги

Говорит ли читателю что-либо название острова Тиниан? Его невозможно найти в обычном Атласе мира, не удостоился он и чести попасть в Географический энциклопедический словарь. А между тем остров Тиниан в годы второй мировой войны сыграл немаловажную роль в судьбе Японии. С этого острова поднимались в воздух «Б–29», на борту которых находились атомные бомбы.

--------------------------------------------------------------------------------
1.

В токийской тюрьме Сугамо, где содержались после капитуляции Японии военные преступники, в один из декабрьских дней 1945 года распахнулись двери камеры перед капитаном 3 ранга Мотицура Хасимото. Открылись не для того, чтобы узник обрел свободу... Нет, конечно. Два американца с нашивками сержантов, отрывисто скомандовали: «На выход! Быстро, быстро!»

За воротами тюрьмы они бесцеремонно втолкнули Хасимото в джип, который сразу же набрал скорость. Оглядываясь по сторонам, Хасимото пытался определить, куда его везут. На сносном английском он поинтересовался у конвоиров, но они сделали вид, что не поняли его. Никаких объяснений, никаких ответов на вопросы. В какой-то момент Хасимото подумал, что его везут в Иокогаму, где в те дни шел судебный процесс над офицерами и генералами императорской армии и флота. Но джип, покинув разрушенные кварталы столицы, доставил узника по узкой извилистой дороге на военный аэродром Ацуги, находившийся в нескольких километрах от Токио.

В транспортном самолете, куда Хасимото препроводили и сдали под расписку пилотам, с ним тоже никто не обмолвился и словом. Только на Гавайях, где машина приземлилась на дозаправку, из случайно услышанного разговора Хасимото смог узнать, что его этапируют в Вашингтон по решению военного трибунала, который слушает дело бывшего командира тяжелого крейсера «Индианаполис», и что ему отведена роль главного свидетеля на процессе.

2.

Милях в двадцати от Сан-Франциско находится остров Map. С весны 1945 года, на здешней судоверфи ремонтировался тяжелый крейсер «Индианаполис», которым командовал Чарльз Батлер Маквей. Этот доблестный моряк участвовал во многих значительных операциях и сражениях на море. Например, у острова Мидуэй, в заливе Лейте, при захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан. В бою за Окинаву находившийся под его командованием крейсер «Индианаполис» подвергся атакам камикадзэ. Один смертник спикировал прямо на палубу. Команде удалось потушить возникший после взрыва пожар и спасти крейсер, однако дальше участвовать в операции «Индианаполис» не мог. Крейсер ушел в Сан-Франциско для ремонта.

Спустя два месяца, когда кpeйcep уже вышел из дока, корабль посетили генерал Лесли Гровс, руководитель «Манхэттенского проекта», и контр-адмирал Уильям Парнелл. В каюте командира «Индианаполиса» они рассказали Маквею о цели своего визита: корабль должен принять специальный груз и доставить его... Куда — не сказали. Передали Маквею секретный пакет от начальника штаба при Верховном главнокомандующем Вооруженными Силами США адмирала Уильяма Д. Леги. В верхнем углу пакета было два красных штампа: «Совершенно секретно» и «Вскрыть в море». Главное, что уяснил Маквей: специальный груз дороже крейсера и даже жизни его экипажа, поэтому за ним — глаз да глаз.

В наши дни трудно найти очевидцев упомянутых событий, свидетельствовать могут только архивные документы, даже в мемуарах американских адмиралов полным-полно расхождений и неточностей. Лишь одно не вызывает сомнений: в июле 1945 года тяжелому крейсepy «Индианаполис» было приказано взять на борт компоненты атомных бомб и доставить этот груз на остров Тиниан, входящий в Марианский архипелаг. По одним сведениям, «начинок» было для двух бомб, по другим — для трех. По каким-то причинам ящики не могли находиться вместе, их разделили, разместив в разных помещениях корабля. В командирском салоне — металлический цилиндр, в котором содержалось около или более ста килограммов урана, в самолетном ангаре «Индианаполиса» — детонаторы бомб. Каждый причастный к этому делу получил кодовое имя. Например, генерал Лесли Гровс, представлялся Релиф, другой пассажир — капитан 1 ранга Уильям Пэрсонс, участвовавший в создании бомбы, именовался Юджа. Сама операция по доставке специального груза на остров Тиниан называлась «Бронкс Шипментс».

3.

Ровно в 8 часов утра 16 июля 1945 года крейсер снялся с якоря, миновал бухту Золотой Рог и взял курс в открытый океан, а спустя 10 дней приблизился к острову Тиниан. Была лунная ночь. Волны бились о борт, пенились, рассыпали причудливые брызги и с шипением уносились к белевшему вдали песчаному берегу. Близко к берегу подходить было нельзя, пришлось отдать якорь в пяти кабельтовых от причальной стенки. С рассветом к «Индианаполису» подошла самоходная баржа с представителями командования островного гарнизона. Ветер уже ослабел, и волны стали значительно меньше, но еще перекатывались в порт через мол.

На палубе толпились армейские, авиационные и флотские офицеры, переговариваясь вполголоса. Капитан Маквей заметил, что Юджа (Уильям Пэрсонс) чувствовал себя среди них как в своей тарелке, подойдя поближе, он расслышал кем-то брошенную фразу: «Груз ждут специалисты в Пещере адмирала Какута. Это имя кое о чем говорило командиру крейсера. Ровно год назад «Индианаполис» поддерживал артиллерийским огнем штурмовые отряды, высадившиеся на Тиниан. Руководил обороной острова контр-адмирал Какудзи Какута, командующий военно-воздушными силами Марианских островов. Захваченный десантниками японский солдат рассказал, что командный пункт адмирала Какута находится в хорошо замаскированной пещере на окраине города Тиниан. Военнопленный вызвался проводить морских пехотинцев. В спешке при попытке войти в пещеру двое десантников подорвались на минах. Тогда было принято решение взорвать вход в пещеру и замуровать ее защитников. После взрыва в окутанной клубами едкого дыма пещере некоторое время раздавались одиночные выстрелы, затем все стихло. Видимо, контр-адмирал Какута погиб вместе со своей командой. На следующий день гарнизон острова Тиниан прекратил сопротивление...

Этот эпизод запомнился Чарльзу Маквею. Теперь же он без труда смог догадаться, что в пещере будут собирать новое оружие. Надо полагать, оно ускорит темпы борьбы с Японией.

Тем временем матросы боцманской команды закончили работу, перенесли тщательно упакованные ящики на баржу, на которой уже застучали дизели, все говорило о том, что самоходка вот-вот увезет островное начальство и многочисленную охрану из офицеров. С изысканной вежливостью притронувшись к козырьку фуражки, капитан 1 ранга Пэрсонс поблагодарил капитана Маквея за доставку специального груза, а когда баржа отходила от борта, крикнул: «Желаю удачи, сэр!»

«Индианаполис» еще пару часов оставался на открытом рейде острова Тиниан в ожидании дальнейших указаний из штаба главкома Тихоокеанским флотом. Ближе к полудню пришла шифрограмма: «Следовать на Гуам». Это не так далеко. От Гуама начинается судоходная линия до Лейте, по которой ходят конвойные и эскортные корабли американцев. И, разумеется, эта акватория была излюбленным районом охоты японских подводников. Маквей рассчитывал, что на Гуаме его крейсер задержится и ему удастся провести ряд тренировок и учений экипажа, который нуждался в боевой «обкатке»: команда на треть состояла из новичков. Но надежды на стоянку на Гуаме не оправдались. «Индианаполису» приказали немедленно выйти в море.

4.

Японская подлодка «I–58» уже десятый день находилась на судоходной линии Гуам — Лейте. Командовал ею опытный подводник — капитан 3 ранга Мотицура Хасимото. Родился он 14 ноября 1909 года в Киото, окончил престижное военно-морское училище на острове Этадзима, что недалеко от Хиросимы. Когда Япония начала войну на Азиатском континенте, младший лейтенант Хасимото только приступил к службе в должности минного офицера на подводных лодках. Участвовал в атаке на Перл-Харбор. После этой операции Хасимото в порядке поощрения был послан на курсы командного состава, по окончании которых, в июле 1942 года, ему доверили субмарину «PO–31», приписанную к базе Йокосука. Подлодка была не первой молодости, да и роль ей была отведена сугубо вспомогательная — доставлять провиант, горючее в канистрах, боеприпасы на острова Гуадалканал, Бугенвиль и Новую Гвинею. Все задания Хасимото выполнял четко и в срок. Со стороны начальства это не осталось незамеченным. В феврале 1943 года Хасимото приступил к обязанностям командира субмарины «I–158», которая в это время оснащалась радиолокационной аппаратурой. По сути дела, на лодке Хасимото проводился эксперимент — изучение работы радиолокатора в различных условиях плавания, ибо до той поры японские субмарины воевали «вслепую». В сентябре 1943-го, спустя полгода, Хасимото уже командовал другой лодкой — «РО–44». На ней он действовал в районе Соломоновых островов как охотник за американскими транспортами. В мае 1944 г. пришел приказ откомандировать капитан-лейтенанта Хасимото в Йокосуку, где строилась по новому проекту лодка «I–58». На его командирскую долю выпала ответственная работа — провести достройку и переоборудование лодки под носитель человеко-торпед «Кайтэн».

«Кайтэн» (дословно — «Переворачивающий небо») — так называли миниатюрные подводные лодки, рассчитанные всего на 1 человека. Длина мини-субмарины не превышала 15 метров, диаметр — 1,5 метра, но она несла на себе до 1,5 тонны взрывчатки. Моряки-смертники направляли это грозное оружие против вражеских кораблей. Производить «Кайтэны» в Японии стали с лета 1944 года, когда стало очевидно, что только самоотверженность летчиков-камикадзэ и моряков-смертников может отсрочить момент военного поражения страны. (Всего же до конца войны было произведено около 440 «Кайтэнов». Их образцы и по сей день хранятся в музеях при токийском храме Ясукуни и на острове Этадзима.)

Субмарину «I–58» командование включило в отряд «Конго». Впоследствии Хасимото вспоминал: «Нас, окончивших военно-морское училище по курсу подводного плавания, было 15 человек. Но к этому времени большинство офицеров, составлявших некогда наш класс, погибло в боях. Из 15 человек осталось в живых всего 5. По странному совпадению, все они оказались командирами лодок, входящих в отряд «Конго». Лодки из отряда «Конго» выпустили в общей сложности 14 «Кайтэнов» по кораблям противника.

5.

«I–58» покинула Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту шесть человеко-торпед «Кайтэн». Правда, две пришлось послать (одну за другой) на вражеский танкер-нефтевоз. Судно потонуло сразу же. Хасимото сообщил своей команде, что почин сделан: «Всех благодарю!» В этих же водах командир лодки рассчитывал встретить большой конвой, но 29 июля в 23 часа акустики обнаружили одиночную цель. Хасимото приказал всплыть в надводное положение. Сам на мостик не поднялся, доверив наблюдение за горизонтом штурману и сигнальщику.

Первым цель обнаружил штурман. Дальнейшее наблюдение за приближением чужого корабля Хасимото уже вел через окуляры перископа. Несмотря на то, что противник был еще на большом расстоянии, командир распорядился приготовить торпедные аппараты. Соответствующая команда была дана и экипажам «Кайтэнов». Установив курс и скорость цели, командир начал сближение...

Когда взрыв потряс крейсер «Индианаполис», Маквей воскликнул: «Боже! В нас снова врезался камикадзэ!» На этот раз Чарльз Маквей ошибался. В этом районе японские самолеты уже не были хозяевами неба, крейсер могла подстеречь и торпедировать только подводная лодка.

...Люди барахтались в воде, отчаянно размахивали руками. Захлебываясь и задыхаясь, корчась в страшных судорогах, они встречали свою смерть... Кто-то выхватил капитана Маквея из воды и швырнул вовнутрь плотика к ногам тесно прижавшихся друг к другу, обезумевших матросов-первогодков. Чарльз Маквей так и не узнал подчиненного, которому был обязан своим спасением. Только на седьмые сутки их сняли с плотика. Седьмые сутки — это 6 августа 1945 года. В тот день над океаном, над местом гибели «Индианаполиса», пролетел бомбардировщик «В–29» («Энола Гей»), несший на своем борту атомную смерть, ласково называвшуюся «Малыш» и предназначенную для японского города Хиросима.

Плотики все еще покачивались на мертвой океанской зыби. Страдальцы взывали о помощи. Из экипажа «Индианаполиса» погибло 883 человека, причем половина из них ушла в пучину моря вместе с кораблем, а остальные не вынесли жажды и скончались, не дождавшись помощи.

6.

Как действовала субмарина «I–58»? Над этим вопросом ломают головы иностранные военные историки, в том числе и российские. Большинство склоняется к тому, что в борт американского крейсера врезался «Кайтэн». Так, в серьезном труде «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» сказано:
«Крейсер «Индианаполис» (США).
Потоплен человекоуправляемыми торпедами».
В другом источнике:
«Подводная лодка «I–58» потопила человеко-торпедами американский крейсер «Индианаполис».

Известно, что у вашингтонских судей был рапорт некоего Гарри Барка, в котором говорилось, что он, морской офицер, обследуя трофейные японские субмарины, услышал в ноябре 1945 года рассказ инженера-механика «I–58», участвовавшего в последнем боевом походе, что по крейсеру «Индианаполис» были пущены «Кайтэны» и что это был один из тех случаев, когда это оружие было успешно применено.

В Вашингтоне считали, что чрезвычайно важным свидетелем в деле прояснения тайны гибели крейсера может стать бывший командир «I–58» военнопленный Мотицура Хасимото. Родственники погибших на крейсере моряков требовали сурово наказать капитана Чарльза Б. Маквея как главного виновника произошедшей трагедии, а военнопленного японца Хасимото перевести в разряд военных преступников.

У Мотицура Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчика. Ранее уже говорилось, что он знал английский, но не в такой степени, чтобы отвечать на замысловатые вопросы судей. Наступил такой момент, когда Хасимото показалось, что судьи ему не верят, даже поставили под сомнение чертеж маневрирования и атаки «I–58», сделанный им собственноручно. Хасимото не хотел «потерять лицо», поэтому продолжал настаивать на своем. Но суду было ясно: в действиях Хасимото при атаке на крейсер многое не стыковалось, возникали странные неувязки в хронометраже выпуска обычных торпед и взрыва на «Индианаполисе».

Суд военного трибунала признал капитана Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Позднее приговор был пересмотрен. Министр ВМС Дж. Форрестол вернул Маквея на службу, назначив начальником штаба командующего 8-м военно-морским районом в Новом Орлеане. Спустя четыре года Маквей был отправлен в отставку в чине контр-адмирала, поселился у себя на ферме. Вел уединенный холостяцкий образ жизни. 6 ноября 1968 года Чарльз Батлер Маквей покончил с собой — застрелился. Он стал 884-й жертвой в экипаже «Индианаполиса», перевозившего специальный груз на остров Тиниан.

7.

А как сложилась судьба капитана 3 ранга Мотицура Хасимото?

После возвращения из Вашингтона в 1946 году Хасимото некоторое время продолжал находиться в тюрьме, затем был переведен в лагерь военнопленных, прошел у американцев фильтрацию. Снова, разумеется, были допросы. Не было отбоя от журналистов, которым хотелось знать, применял Хасимото «Кайтэны» против «Индианаполиса» или нет?

Освободившись из лагеря, бывший подводник стал капитаном торгового флота, ходил на судне почти тем же маршрутом, что и на субмаринах «I–24», «PO–31», «I–158», «РО–44», «I–58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось заходить на Гавайи и в Сан-Франциско...

Уйдя по выслуге лет на пенсию, Мотицура Хасимото принял монашество в одном из храмов в Киото, а затем написал книгу «Потопленные», в которой продолжал придерживаться версии, что против «Индианаполиса» он применил обычные торпеды.

Мотицура Хасимото скончался в возрасте 59 лет, в один год (1968) с Чарльзом Б. Маквеем. Так, по-видимому, было угодно судьбе.

* * *

Интересно, как сложился бы дальнейший ход войны на Тихом океане, если бы роковая встреча крейсера «Индианаполис» и субмарины «I–58» состоялась на три дня раньше, на подходах к Тиниану, когда капитан Маквей еще не освободился от своего секретного груза?

0

5

"НОВОРОССИЙСК"

...В 1948 году Италия передала СССР часть своего военного флота, которая полагалась нашей стране по репарациям. Решение о разделе итальянского флота было принято в 1943 году на Тегеранской конференции. На долю СССР пришлись линейный корабль ("Джулио Чезаре"), легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подводные лодки. 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора Советскому Союзу. 6 февраля над кораблем был поднят военно-морской флаг СССР, а 26 февраля линкор прибыл в Севастополь. Линкору присвоили название "Новороссийск".

...28 октября 1955 года линкор совершил свой последний выход в море. Утром он снялся с бочек, вечером возвратился на базу. Перед входом от оперативного дежурного было получено приказание встать на швартовой бочке №3, принадлежавшей линкору Севастополь. В 18 часов корабль направился к указанному месту стоянки. При подходе к носовой бочке линкор, управляемый не очень опытным в швартовке капитаном, проскочил ее, чтобы сдержать энергию движения был отдан якорь, но несколько в стороне от обычного места. В дальнейшем положение корабля было выправлено и он встал на левый якорь. После швартовки на корабле были ужин, увольнение части экипажа на берег, развод наряда, баня и стирка. Сошел на берег и капитан 2-го ранга Г.Хоршудов - исполняющий обязанности командира. Перед ужином на корабль пришло пополнение - солдаты пехоты, переведенные на флот. Их переодели в матросскую рабочую форму, но оставили сапоги - обувь подобрать не успели. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

...29 октября в 1:30 в носовой части линкора глухо прогремел взрыв. Корпус "Новороссийска" содрогнулся от мощного удара. На всех палубах сразу же пропало освещение. Корабль погрузился в темноту, отключилась сигнализация и радиотрансляция. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, экипаж занял места по боевому расписанию, аварийные отряды приступили к локализации последствий взрыва. С берега прибыл исполняющий обязанности капитана корабля Г.Хоршудов. На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы с кораблей стали прибывать на "Новороссийск".

...Носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь и носовой швартов крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, Г.Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, которая из-за затопления носовой части стала собираться на юте и насчитывала несколько сотен человек, но получил отказ. Однако вскоре по линкору была отдана команда собраться на юте не занятым в борьбе за живучесть корабля людям. Вскоре на юте собралось до тысячи матросов. К линкору стали подходить плавсредства, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа. Корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт. Шеренги моряков покатились по палубе в воду.

...В 4:14 утра линкор лег на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали о себе весть моряки, не успевшие выбраться из отсеков.

...Спасатели судна "Карабах" вскрыли обшивку на корме судна и успели спасти через разрез семерых моряков. Из отверстия с нарастающей силой стал выходить воздух и корабль стал медленно погружаться. Попытки заварить проделанное отверстие ничего не дали и к утру 30 октября "Новороссийск" затонул. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, находившиеся внутри корабля, пели "Варяг". После гибели корабля стало известно, что спасти линкор было нельзя, но можно было спасти многих людей. Вполне реально было задержать момент опрокидывания.

...Причиной трагедии стал, по одному из предположений, взрыв глубинной бомбы времен 2-й мировой войны, по другой - диверсионный акт итальянских боевых пловцов. Воронка на дне на месте взрыва эквивалентна заряду весом 1100 кг взрывчатки. Взрыв пробил весь многопалубный бронированный корпус линкора, образовав в нем огромный пролом. Все разрушения пришлись на носовую часть линкора, где в кубриках спали сотни матросов. По данным совета ветеранов линкора, погибло 608 человек.

0

6

"Трэшер"

Подводная лодка "Трэшер". 1963

... Атомная ударная подводная лодка SNN-593 Трешер была заложена 28 мая 1958 года на военной верфи Портсмуса, спущена на воду 9 июля 1960 года и введена в строй 3 августа 1961 года. Надводное водоизмещение субмарины составляло 3700 тонн, подводное водоизмещение - 4300, скорость более 20 узлов. Вооружена субмарина была 4 торпедными аппаратами. Командиром лодки был назначен Ден У.Аксен.

С 18 по 24 сентября согласно испытательной программе, подводная лодка приняла участие в испытаниях NUSUBEX 3-61(Nuclear submarine Exercise) на северо восточном побережье Соединенных Штатов. 18 августа SNN-593 Трешер пошла на юг вдоль восточного побережья. После появления в Сан Жуане, Пуэрто Рико, субмарина провела дальнейшие испытания и тестовые торпедные стрельбы. 29 ноября субмарина направилась в Портсмут. В конце года подводная лодка вернулась в порт и первые два месяца 1962 года провела в оценке сонарной системы и подводной ракетной (SUBROC) системы. В марте 1962 года субмарина приняла участие в противолодочных учениях совместно с тактической группой Альфа и в NUSUBEX 2-62 - испытании созданном для улучшения тактических возможностей ядерных подводных лодок. После учений субмарина ненадолго возвратилась в воды Новой Англии и затем направилась в Флориду для тестов SUBROC. В районе порта Канаверал SNN-593 Трешер случайно столкнулась с портовым буксиром и повредила одну из балластных цистерн. После ремонта на верфях Electric Boat Company в Гротоне субмарина вернулась на юг для прохождения дальнейших испытаний и тестов. Ранней весной 1963 года субмарина вернулась на север и встала в док для проверки.

10 апреля 1963 года SNN-593 Трешер в сопровождении спасательного судна ASR-20 Скайларк вышла в море для проведения глубоководных погружений. Кроме 16 офицеров и 96 членов экипажа на ее борту находилось 17 гражданских техников, присланных для наблюдения за работоспособностью ее механизмов во время погружений. Пятнадцать минут спустя, после достижения заданной глубины погружения, субмарина связалась со спасателем ASR-20 Скайларк по подводному телефону, докладывая о возникших на ее борту трудностях. Искаженные передачи указывали, что значительно ниже поверхности, на борту SNN-593 Трешера возникла нештатная ситуация. Вдруг на борту ASR-20 Скайларка услышали шум "подобно воздуху, спешащему в воздушную цистерну", и после этого наступила тишина - связь с подводной лодкой SNN-593 Трешер прервалась.

Попытки восстановить контакт с субмариной провалились и была сформирована поисковая группа для поиска SNN-593 Трешера. Спасательное судно Риковери Recovery ASR 43 подняло большое количество обломков внутреннего корпуса субмарины. Фотографии, полученные батискафом Триест Trieste показали, что субмарина разрушилась на несколько частей, унеся жизни всего экипажа и гражданских специалистов находившихся на борту. Корпус лодки находится на глубине 5500 футов в 220 милях восточнее Бостона. Корпус лодки распался на шесть основных частей - носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек - лежащих в радиусе 400 ярдов.

Впоследствии, на основании большого количества фотографий и других данных, специальная комиссия установила вероятную причину этой катастрофы. В результате трещины в сварочном шве, машинный отсек субмарины начал заполняться забортной водой, вызвавшей короткое замыкание в электрических цепях управления реактором, в результате чего реактор автоматически выключился. Потеря энергии и является возможной причиной этой катастрофы.

В апреле 1963 года подводная лодка SNN-593 Трешер была вычеркнута из списков американского флота.

В 1965, 1977, 1983 и 1986 годах были проведены замеры на радиоактивность. Благодаря хорошей герметичности ядерного реактора в машинном отделении, ни один из замеров не показал наличие выпуска радиоактивности из элементов топлива реактора. Радиоактивный фон в районе гибели не превышает естественный уровень фона в воде и морских образцах жизни..

0


Вы здесь » <>БАЗА ЗНАНИЙ<>INFORMATION PORTAL <> » ~ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ХХ ВЕКА~ » ТАЙНЫ КАТАСТРОФ -- КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ